Теория Фрейда: о чем она на самом деле? Краткий обзор классического психоанализа

Теория Фрейда: о чем она на самом деле? Краткий обзор классического психоанализа

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал о Зигмунде Фрейде. При этом многие люди пребывают в твёрдой уверенности, что Фрейд – это какой-то безумный извращенец с трубкой, треплющий нервы своим пациентам, лежащим возле него на кушетке. Но чем в действительности занимался Зигмунд Фрейд? Каковы были его идеи, и в чём суть разработанной им психоаналитической теории? В данной статье мы постарались вкратце ответить на эти вопросы.

Я, Сверх-Я и Оно

Ключевым понятием в психоанализе является так называемое бессознательное. По Фрейду, психическая жизнь человека распределена между тремя базовыми составляющими: Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго) и Оно (Ид). Твоя личность – это совокупность трёх этих составляющих.

Я – это то, каким ты себя осознаёшь. Проще говоря, всё, что ты знаешь о себе – это твоё Я. Например, ты любишь красный цвет, не любишь рэп, увлекаешься рисованием, потому что тебе кажется это наилучшим способом самовыражения; ты считаешь, что главное в людях – это скромность; ты ответственный, опрятный; тебе нравятся идеи Владимира Ильича Ленина, при этом ты ненавидишь капиталистов и выступаешь против транснациональных корпораций. Все это – твое Я.

Сверх-Я – это твои внутренние моральные установки и убеждения, которых ты придерживаешься просто по умолчанию. Иначе говоря, это набор внутренних аксиом, которые диктуют тебе, как ты должен жить. Так, на вопрос о том, почему ты опрятен, ты отвечаешь примерно так: «Любой уважающий себя человек обязан быть опрятным. Я не могу позволить себе выглядеть плохо, так как это некрасиво» - это установка твоего Сверх-Я. Если в твоём окружении находятся неопрятные, на твой взгляд, люди, ты испытываешь к ним ненависть и отвращение. Точно так же ты не можешь позволить себе опоздать на встречу даже на минуту – тоже просто потому, что «так нельзя». Вот просто нельзя, и всё.

Если ты вдруг поступаешь «неправильно», то начинаешь испытывать дискомфорт – тебя мучает совесть. Так вот, эта самая совесть, по сути, и есть то самое Сверх-Я: твой внутренний надзиратель, который как бы смотрит сверху и оценивает поведение твоего Я.

Оно – это та часть твоей психики, которую ты не осознаёшь. То есть, ты не знаешь, что Оно существует и не замечаешь его. Но Оно самым непосредственным образом влияет на твоё мировоззрение, твоё поведение и твою жизнь. Оно – это и есть то самое бессознательное. И именно в нём содержатся реальные ответы на вопрос о том, почему ты ведёшь себя именно так, а не иначе.

Например, твоя ненависть к неопрятным людям, на самом деле, может означать зависть. Твоё Я ведёт себя опрятно, Сверх-Я тщательно следит за этим, но Оно ненавидит опрятность. В твоём бессознательном скрыто желание не следить за своей опрятностью, а расслабиться и просто жить, не утруждая себя постоянными слежками за своим внешним видам. Твоё истинное желание – ходить лохматым и в помятой футболке. Однако, ты, по каким-то причинам, вытеснил это желание, запрятал его глубоко в бессознательное и закрыл там на замок.

Почему мы подавляем наши истинные желания?

Возникает вопрос: почему ты так поступил? Что мешает тебе осознать свою любовь к мятым футболкам и избавить себя от необходимости вечно всё гладить и причёсываться? Фрейд предлагает искать ответ на этот вопрос в твоём детстве. Когда ты был ребёнком, твои истинные желания встречали протест со стороны родителей. Тебе запрещали быть самим собой. У тебя не было сил бороться за своё Я с грозными и сильными родителями. Ты боялся наказания. Поэтому со временем ты вытеснил свои реальные желания в бессознательное.

По мере того, как ты становился взрослым, функцию реальных родителей стало выполнять Сверх-Я. Понимаешь, в чём прикол? Сверх-Я – это родительские установки, как бы встроенные в твою собственную психику. Но, как бы твоё Сверх-Я ни старалось, Оно никуда не исчезает. Ослабленное и запертое на замок, Оно всё ещё продолжает бороться. Таким образом, твоя видимая осознаваемая личность (твоё Я) – это результат борьбы между Сверх-Я и Оно.

Если говорить в общем, Оно всегда стремится к получению удовольствия. Сверх-Я, в свою очередь, всячески этому препятствует. Например, Оно, запертое внутри тебя, очень хочет переспать вон с тем красавцем. Сверх-Я – твой внутренний родитель – не позволяет этого сделать. Желание получить платоническое наслаждение пресекается твоим Супер-Эго даже на уровне мысли: ты не можешь позволить себе даже подумать об этом. Если тебя спросить, хочешь ли ты переспать с тем красавцем, то ты ответишь: «Да нет, что ты. Конечно не хочу. Что за вопросы? Я, вообще-то, замужем». И тем не менее, терзаемая муками совести, ты всё же позволишь себе, запершись в ванной, удовлетворять себя, мечтая о красавце – таково твоё Я.

Вдумайся, что происходит: твоё Я отрицает факт влечения к красавцу, не решается вступить с ним в связь, потому у Я есть обязательства перед супругом; но, при этом, Я позволяет себе самоудовлетворяться, предаваясь потоку эротических фантазий. Таким образом, мы видим, что твоё Я, твоя видимая личность – это результат компромисса, к которому приходят Сверх-Я и Оно.

Неврозы и сновидения

Именно за идею о стремлении Оно к удовольствию, Фрейда называют извращенцем. Зигмунд Фрейд также был одним из первых, кто открыто заговорил о том, что влечение интимного характера возникает в человеке не тогда, когда он становится взрослым по закону, а в глубоком детстве. Подавление детских желаний, в том числе эротического плана, во взрослой жизни выливаются в разного рода расстройства – например, в неврозы. Таким образом, Зигмунд Фрейд предложил новый подход в объяснении природы неврозов, а чуть позже придумал способ лечения неврозов психоаналитическим методом.

Подавленные желания, запрятанные в бессознательном, могут прорываться наружу во снах. Когда человек засыпает, его Сверх-Я очень сильно слабеет, и Оно даёт о себе знать: человек во сне видит исполнение своего желания. Причём бывает это по-разному: иногда прямолинейно и однозначно, а иногда завуалированно. Например, человек, который всячески жертвует своими интересами, ради родителей, потому что любит их (по крайней мере, так ему кажется), может увидеть сон, в котором родители умирают. Здесь все просто: человек хочет уже поскорее избавиться от своих родителей и сбросить с себя эту ношу, но всячески подавляет в себе это желание. Но стоит ему заснуть, как его желание тут же выходит наружу и реализуется в сновидении.

Из-за того, что Сверх-Я, хоть и в гораздо меньшей степени, но продолжает следить за Оно даже во время сна, содержание сновидения может искажаться. Например, человеку могут присниться женские гениталии, но не сами по себе, а в образе сумки. Другой пример: подъём по лестнице и/или падение с лестницы – это завуалированное изображение полового акта. Расшифровка таких вот искажений с тем, чтобы понять реальное содержание сновидения, описана Зигмундом Фрейдом в его книге «Толкование сновидений».

Работа со снами является важной частью психоанализа. Содержание сновидений может многое рассказать о человеке и помочь ему в познании самого себя, в решении внутриличностных конфликтов и прочих психологических проблем.

Чем занимаются психоаналитики?

Что будет делать психоаналитик, если вы обратитесь к нему за помощью в решении какой-либо проблемы? Если в общем, психоаналитик поможет вам понять, какие бессознательные мотивы и причины лежат в основе вашей проблемы. С помощью психоаналитика, ваше бессознательное как бы вырвется наружу и станет осознаваемым. И далее вам будет необходимо заново пережить ту травмирующую ситуацию, тот болезненный опыт (скорее всего это детский опыт), который привёл к возникновению проблемы. Но, на этот раз, вы, будучи осознанным, справитесь с ситуацией, преодолеете её и выйдете победителем.

Ну, вот, собственно, мы и поговорили об основах психоанализа. На самом деле, там ещё много всего интересного. Например, Фрейд заметил, что бессознательные желания людей оказывают влияние на культуру: на содержание мифов, легенд и прочих художественных произведений; на идеологию, политику; на религиозные воззрения и так далее. Изучение современной культуры через призму психоанализа – очень обширная и интересная составляющая психоанализа, заслуживающая, пожалуй, отдельной статьи.

Поделись своим мнением в комментариях и не забудь подписаться!

22
Начать дискуссию