Самопроизвольный стадный инстинкт

Самопроизвольный стадный инстинкт

Торстейн Бунде Веблен предположил,что в основе принятия решений лежат определенные правила. Они помогают нам действовать в условиях ограниченной рациональности и практически неограниченного выбора, и существенно экономить на издержках. Одним из таких правил является стадный инстинкт или эффект подражания.

Котик Василий вышел в город и терзается муками выбора “Где же поужинать?”.

Проходя мимо очередного ресторана он замечает очередь из котиков, ожидающих столик. “Видимо, это отличное место, если посетители готовы ждать на улице, чтобы попасть туда”. Василий занимает место в очереди.

Больше не надо ломать голову и тратить время и силы на поиск места для ужина. Котик Василий просто перекладывает эти издержки на других. Поэтому, чем длиннее очередь - тем лучше.

В советское время вы просто становились в самую длинную очередь, а уже потом спрашивали: «Чего дают?» Вы перекладывали на других издержки поиска и принятия решения о том, что для вас является самым необходимым. Эта очередь длиннее — значит, там дают то, что нужнее всего или редко встречается

говорит экономист Александр Аузан.

Термин Self-herding или “самопроизвольный стадный инстинкт” был придуман экономистом Дэном Ариэли, чтобы описать, как наши решения из прошлого определяют настоящее.

Например, котик Бонифаций привык пить кофе после работы “Котик и точка” за 100 которублей. Однажды Бонифаций успешно сдал квартальный отчет и освободился пораньше и решил прогуляться за своим кофе. По пути его настиг ливень и он промок до нитки.

До “котик и точка” еще 20 минут под дождем, а наш герой уже замерз и устал. Он видит “Котоладницу” и решает, что сегодня выпьет кофе здесь. Бонифаций немного в шоке от цен на кофе, но усталость и мокрая шерсть все-таки убеждают его заказать маленький американо. Котик пьет кофе, согревается и думает, что “вообще-то вкусно, но дороговато, пожалуй, ладно, я сегодня заслужил”.

В следующий раз, когда встанет оптимизационная задача - “Куда идти за кофе?” рациональный котик должен принять во внимание множество факторов: качество кофе, цена и альтернативные издержки, связанные с тем, что до “Котик и точка” дальше идти.

Даже на бумаге звучит слишком сложно, особенно, если взять во внимание, что Бонифаций очень загружен работой по будням. Чтобы упростить процесс принятия этого решения, наш котик может пойти по простому пути: “Я уже заходил в “Котоладницу”, там вкусный кофе и прекрасная атмосфера, выбор очевиден”.

Самопроизвольный стадный инстинкт и очередь из одного человека

Самопроизвольный стадный инстинкт

Чтобы лучше разобраться, как работает Self-herding или “самопроизвольный стадный инстинкт”, Дэн Ариэли использует аналогию с обычной очередью.

Как только вы оказываетесь первым человеком, стоящим в очереди в ресторан, то встаете в ту же очередь за самим собой в будущем.

Каждое предыдущее решение, - как человек в очереди. И чем длиннее ментальная очередь, тем сложнее сопротивляться эффекту подражания. Мозг старается использовать любую возможность, чтобы сделать процесс принятия решений менее болезненным.

Бонифаций решил купить дорогой кофе, потому что промок и устал, убеждая себя, что это “разовая акция”. Его решение было во многом основано на стечении обстоятельств.

Мы склонны помнить свои действия, но не помнить причину. Наш разум не вспоминает эмоциональное состояние того момента, он не помнит, насколько мы замерзли, хотели пить, устали или что-то еще. Он помнит, что мы купили. Так что сделка обязательно должна была быть выгодной.

То есть, прошлое решение будет иметь долгосрочные последствия. Бонифаций формирует толпу из одного котика. С каждым походом в “Котоладницу” привычка пить дорогой кофе и следовать “стадному инстинкту” будет усиливаться.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграмме

11
2 комментария

и кто будет это обдумывать?

1
Ответить

В этом и проблема, мы неосознанно принимаем решение и не понимаем, что формируем "ментальную" очередь

Ответить