Асимметрия информации

Асимметрия информации

Барсик купил новую машину. Как только он выехал из салона, она потеряла от 10 до 15% от стоимости. Почему так происходит?

Барсик обладает информацией о состоянии машины, недоступной остальным котикам. Может у нее есть скрытые дефекты, которые не выявить при осмотре? Даже если с машиной все в порядке, Барсику будет сложно доказать это потенциальным покупателям. Рыночный механизм перестанет работать.

Барсик внезапно, решил, что будет пересаживаться на велосипед. Машина ему больше не нужна.

Однако, продавать новую машину со скидкой в 15% он не готов, максимум 5%. Котик Василий, который буквально грезит об этом автомобиле, с радостью согласился бы на такое предложение. Если бы не подозревал, что Барсик что-то скрывает о техническом состоянии автомобиля или о его юридической чистоте.

Мустанги и верблюды

Асимметрия информации

Если одни котики знают о качестве товара больше других, товаров высокого качества в продаже будет крайне мало, или не будет совсем.

Снова вернемся к рынку подержанных автомобилей. Машины с низким качеством (верблюды) постепенно будут вытеснять более качественные автомобили (мустанги) с рынка.

Котик Василий тяжким трудом заработал миллион на приобретение авто. Продавец “верблюда” будет очень рад скинуть свой товар за такую цену. Продавец “мустанга” считает такую цену слишком низкой. Вскоре Василий обнаружит, что по такой стоимости в продаже есть только “верблюды”.

Васька еще миллион в кредит. За такую стоимость на рынке уже появляются “мустанги”. Только вот и “верблюды” никуда не исчезают.

Ни один продавец не отдаст “мустанг” дешевле 2 млн. и ни один покупатель не предложит столько за машину, шансы которой оказаться “верблюдом” составляют 50%.

Хорошие машины не попадают на рынок и в продаже остаются только “верблюды”.

Как доказать что ты не верблюд?

Асимметрия информации

Как добросовестному котику, который хочет продавать качественные машины, доказать, что его автомобили не “верблюды”?

Недостаточно просто сказать “Эй народ, все мои машины - первоклассные “мустанги”, налетай скорее!”. Слова ничего не значат. Продавец “верблюдов” может заявить тоже самое.

Экономист Майкл Спенс пришел к выводу, что для решения этой проблемы необходимо вкладываться в свою репутацию.

Огромный автосалон может позволить себе только котик, который рассчитывает, что довольные клиенты вернутся к нему после покупки “мустанга”, приведут своих друзей и знакомых. С годами продажи окупят инвестиции в салон.

Продавец “верблюдов” имеет другую долгосрочную перспективу. Его задача - скинуть свой товар как можно скорее и уехать подальше, чтобы недовольные клиенты его не нашли.

Главное пустить пыль в глаза

Майкл Спенс показал, что финансовые организации строят роскошные здания именно для того, чтобы дать своим клиентам понять: “Мы здесь надолго”.

Фирма-однодневка не будет вкладываться в шикарный офис, облицовывать стены бронзой и мрамором. Как и котик, который торгует “верблюдами”, такая организация должна быстро собрать как можно больше денег и свалить куда подальше.

В дни, когда государственного надзора ещё не было, откуда людям было знать, что они не вкладывают деньги в фирму-однодневку? Роскошное здание банка подает сигнал, что именно эта организация заслуживает доверия.

Но, как и любой другой сигнал, его можно подделать. Крупнейшая в истории финансовая пирамида Madoff Investment Securities занимала сразу два этажа в здании Lipstick . Центр Манхэттена, мрамор, бронза и все такое. Огромный кредит доверия позволил разорить вкладчиков на 65 млрд. долларов.

Асимметрия информации может существенно повлиять на рыночные процессы.

Этот эффект носит название “фиаско рынка” и означает, что последний перестает функционировать. Продавцы вообще не могут продать свой товар. Ведь даже на очень плохого “верблюда” может найтись покупатель, если предложить адекватную цену.

Однако, ни одна из этих сделок не совершается, потому что покупатели не станут платить деньги без подтверждения качества автомобиля, а продавцы не могут это подтверждение предоставить.

Замкнутый круг, который невозможно разорвать рыночными методами.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграмме

11
Начать дискуссию