Что лежит в основе вашего дела🕵️‍♀️?

Да, все мы знаем про миссию, видение и стратегию, знаем про big idea, но что на самом деле лежит в основе вашего желания заниматься тем или иным бизнесом?

В системном подходе считается, что изначально любой бизнес создается из травмы или некоторого напряжения. Вот пример из нескольких простых цепочек вопросов для самодиагностики в духе «чтобы что?»:

-Зачем я этим занимаюсь? (Чтобы зарабатывать хорошие деньги) – Что мне дают хорошие деньги? (Возможность купить: А,Б,С и красную Ferrari) – Что мне дают эти А,Б,С? (Ощущение безопасности и свободы). То есть на самом деле, я занимаюсь бизнесом чтобы избавиться от небезопасности и несвободы.

-Зачем я этим занимаюсь? (Это дает мне ощущение успешности) – Зачем мне ощущение успешности? (Я буду чувствовать себя большим/сильным/неуязвимым/умным) – Зачем мне это? (Больше никакой авторитет не сможет уязвить моё чувство собственного достоинства). Через бизнес я даю себе признание, смотрю на себя с одобрением, становлюсь равным среди равных, с моим мнением начинают считаться.

-Зачем я этим занимаюсь? (Чтобы сделать мир лучше) – Чья конкретно жизнь должна стать лучше? (Вот такая целевая аудитория больше не будет страдать) – Что изменится для тебя, когда они перестанут страдать? (Я буду доволен, когда-то я сам так страдал и мне никто не помог, для таких как я появится надежда). Я занимаюсь бизнесом чтобы спасти таких как я, восстановить «баланс» и справедливость, признать тот ущерб, что я понёс.

Тут может быть примерно миллион комбинаций: от «доказать учительнице литературы, что ты не бестолочь и голову дома не забыл», «доказать маме, папе, сыну маминой подруги, бывшему супругу, что у тебя всё отлично и ты молодец», до «доказать бывшему работодателю, как тот был не прав, не разглядел и недооценил потенциал ценного сотрудника, отказав в повышении» и т.д.

Понимание настоящей цели и собственных мотивов очень часто даёт прилив мотивации и вдохновение продолжать заниматься своим делом, даже когда трудно. Интереснее ситуация становится, когда фаундер достигает задуманного: получает инвестиции, зарабатывает первые миллионы и покупает свою красную Ferrari.

После того как базовые материальные потребности закрыты некоторых фаундеров посещают сомнения, снижается мотивация и наступает кризис личных смыслов, а за ним нередко приходит кризис в бизнесе.

В нашем подходе считается, что кризис – хороший предвестник потенциального масштабирования.

Как это может ощущать фаундер:

-потеря интереса к любимым задачам;-разочарование в идее, ощущение бессмысленности;

-самосаботаж, нежелание использовать возможности, которые предлагает рынок, клиенты, сотрудники;

-желание продать бизнес и заняться чем-то ещё;

На нетворкинг встречах я довольно часто встречаю особую категорию «бывших» фаундеров, они с гордостью рассказывают про некогда успешный стартап и его продажу, а дальше следует растерянный спич про период поиска себя и новых идей. В частных беседах они делятся тем, что былого драйва больше нет или не получилось повторить успех, а мелким проектом заниматься больше не интересно.

Да, очень часто бывает, что идея исчерпала себя или схлопнулся рынок, и тогда продолжать текущий бизнес нет смысла. А иногда фаундеру можно посмотреть в свои новые смыслы и потенциальные ограничения, положить в основу дополнительную идею и дело снова полетит.

Что может помочь фаундеру в таком кризисе:

-пересмотреть свою изначальную идею, что лично для него теперь изменилось? Это дело его жизни или промежуточный этап, который может приблизить к чему-то большему?

-посмотреть на свое дело с необычного ракурса – а что будет если мы начнём зарабатывать в три раза больше? Как изменится моя жизнь? С каким масштабом людей мне придется встречаться? Готовы ли наши процессы? С чем или кем мне придется расстаться? К чему из этого я пока не готов?

-найти новую точку «напряжения» для себя, идею, которая трогает; сформулировать свои новые смыслы, декомпозировать и рассказать о них команде (и это не всегда про пивот или глобальную смену позиционирования, иногда это просто важные нюансы и полутона в существующих идеях).

Хорошей помощью будет «полевой перезамес» бизнеса с помощью опытных системных консультантов (обращайтесь к нам в "Про Ясность"), выгрузка старых смыслов, пересмотр и создание нового смыслового ядра компании. После ряда таких упражнений организация может отреагировать сменой или расширением команды, на новые смыслы по резонансу могут откликнуться новые люди.

Хорошим признаком пройденного кризиса, конечно, будет больший уровень энергии у фаундера, появление нового типа клиентов и рост прибыли.

3
Начать дискуссию