Какие особенности образования у детей с нарушениями речи.Чем помочь детям с речевыми расстройствами.

Меня зовут Евгения Аванесова. Я педагог и руководитель Школы талантливых детей (это семейная школа в г. Москва). В последнее время остро стоит вопрос работы с детьми с нарушением речи, так на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы.

Для примера по статистике речевых нарушений периодов 1970–1980 гг. у дошкольников по России составляла 25% детей.

К нам в Школу талантливых детей часто поступают дети с речевыми расстройствами как в сад, так и в школу. Мы работаем с такими детьми по специальным пособиям, в саду есть обязательное занятие дважды в неделю - логоритмика – для постановки звуков, и обязательно индивидуальные занятия с логопедом. Поэтому и накопился значительный опыт работы с детьми с нарушениями речи.

Какие особенности образования у детей с нарушениями речи

В Школу талантливых детей, как и в любую другую школу, время от времени приходят учиться дети с нарушениями речи. Наш опыт показывает, что таким детям значительно сложнее даётся как обучение, так и коммуникации со сверстниками и педагогами.

У них затруднено вербальное восприятие — они хуже воспринимают объяснения учителя, следовательно, им труднее запоминать и усваивать материал. Они бывают невнимательны, и когда получают устное либо письменное задание, упускают из вида важные детали. Подчеркну, что подобного рода невнимательность связана прежде всего с недоразвитием речевой сферы, и ребёнок не в состоянии контролировать это.

В обучении таким детям приходится прикладывать больше усилий, в результате чего они сильнее утомляются. Психоэмоциональное напряжение, в свою очередь, тормозит когнитивные процессы. Так возникает замкнутый круг. Ребёнок отвлекается, «витает в облаках», не слышит слов учителя — разумеется, не по своей воле, а в силу особенностей психики, свойственных младшему школьному возрасту. Помимо словесно-логического, страдает наглядно-образное мышление, снижены аналитические способности.

Кроме того, нарушение речи, как правило, сказывается на социальной адаптации. Многие дети чувствуют себя неуверенно в общении с одноклассниками и стесняются переспрашивать учителя, если что-то не понятно. И если на эти трудности не обратить внимания уже сейчас, то к подростковому возрасту они могут обернуться серьёзными проблемами.

Чем помочь детям с речевыми расстройствами

В нашей школе с учениками, страдающими нарушением речи, работают психологи, логопеды и педагоги.

· Логопед осуществляет логопедическую диагностику и определяет степень нарушения, затем составляет коррекционный план и проводит занятия с ребёнком: индивидуальные и/или групповые. Так у нас проводиться логоритмика дважды в неделю, где дети по часу выполняют все необходимые упражнения для речевого развития.

· Психолог исследует особенности психических функций (задержка речи может быть как самостоятельным явлением, так и проявлением комплексного расстройства) и даёт рекомендации родителям и педагогам по психологической коррекции и поддержке. Также он индивидуально занимается с ребёнком при наличии у него каких-либо проблем (например, с адаптацией к школе).

· Что же касается образовательного процесса, то обучение должно строиться с учётом плана логопедической коррекции и особенностей речевых нарушений. Педагогу следует помнить, что вербальное восприятие и запоминание у ребёнка с нарушением речи затруднено. Он нуждается в чётких, понятных, дробных инструкциях; его ни в коем случае нельзя перегружать информацией. Кроме того, он быстро утомляется, и ему могут потребоваться частые перерывы.

Детей с нарушениями речи необходимо поддерживать эмоционально и поощрять их коммуникативную активность, а это во многом зависит от отношений внутри школьного коллектива. Поэтому ещё одна задача педагогов — это создание психологически комфортной атмосферы и поддерживающей среды.

Одним из способов может быть развитие эмоционального интеллекта, которому в Школе талантливых детей уделяется особое внимание — это часть нашей авторской методики. Мы беседуем с детьми за круглым столом, играем в ролевые игры и проводим занятия, на которых школьники учатся слышать и понимать друг друга, развивают здоровую эмпатию и осваивают тонкости конструктивного общения. Наш опыт показывает, что такие занятия улучшают развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи.

Начать дискуссию