Адаптация к школе

Адаптацией называют процесс привыкания к новым условиям. Это важный этап в жизни ребёнка, который происходит не только при поступлении в школу, но и при переходе в другой класс или с домашнего обучения на школьное, а также при смене учебного заведения.

Попадая в незнакомый коллектив, где им предстоит заново выстраивать все контакты, в том числе с педагогами, дети испытывают стресс. Меняется распорядок дня, возрастает информационная нагрузка, появляются жёсткие ограничения. Всё это требует ресурсов, психических и физиологических, которых ребёнку может не хватать.

Даже если он приходит в школу подготовленным, знает все правила и понимает, как себя вести, ему тяжело на первых порах. Потому что в саду занятия чередовались с игровой деятельностью, а в обычной школе такого нет — и к этому тоже нужно привыкнуть.

Сколько длится адаптация к школе

В среднем на социально-психологическую адаптацию уходит от 2 до 6 месяцев. У одних детей она протекает сравнительно легко, для других становится настоящим испытанием. Как показывает статистика, каждый третий первоклассник сталкивается с проблемой школьной дезадаптации (неприспособленности).

По особенностям адаптации детей можно разделить на три группы:

  • Школьники первой группы адаптируются не больше 2-х месяцев и в целом чувствуют себя комфортно. Демонстрируют хорошее настроение и уверенность, соблюдают дисциплину и охотно выполняют задания учителя.
  • У детей второй группы адаптация занимает 3–6 месяцев. Иногда они остро реагируют на замечания педагога или не реагируют вовсе; могут конфликтовать, обижаться, плакать. Им труднее соответствовать нормам и правилам школы.
  • К третьей группе относят детей со значительными адаптационными трудностями. Они нарушают дисциплину, мешают вести уроки, и, как правило, плохо поддаются педагогическому воздействию. Эти школьники нуждаются в помощи психолога, без которой адаптация может затянуться на неопределённый срок.

Как правило, проблемы адаптации характерны для недостаточно социализированных детей (например, которые не посещали садик) и детей, психологически не готовых к школе, а также для детей с поведенческими нарушениями и задержками психического развития (в частности, синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Как проверить готовность к обучению

Способ 1 «Дотянись до уха»

В Японии и на Филиппинах популярен следующий тест: если ребёнок может дотянуться рукой через макушку головы до мочки противоположного уха, считается, что он готов к обучению.

Мы тоже применяем этот метод — он практически безошибочный. Бывает, ребёнок не достаёт совсем чуть-чуть, и другие тесты тоже подтверждают, что он «не наигрался». В таких случаях мы предупреждаем родителей о возможных трудностях с адаптацией.

Способ 2 «Нарисуй человека»

В домашних условиях можно использовать несложные в интерпретации проективные методики, такие как рисунок человека. Этот тест основывается на том, что по мере своего развития дети точнее и детальнее прорабатывают рисунки.

  • 5 лет. У изображённого человечка есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос и рот.
  • 6 лет. В этом возрасте дети «собирают» человеческую фигуру схематичными линиями. Части тела имеют детали: на лице есть брови, на глазах — ресницы, на голове — причёска, на руках — пальцы, на ногах — ступни. Прорисована одежда, нередко — головной убор и/или аксессуары.
  • 7 лет. Рисунки становятся более пластичными, детализация развивается. Очертания фигуры становятся выпуклыми, объёмными, скульптурными; части тела плавно соединяются друг с другом.

Рисунок оценивают следующим образом.

  • Каждую основную деталь (голову, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза) оценивают в 2 балла.
  • Каждую второстепенную деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь) — в 1 балл.

К полученной сумме прибавляют:

  • 2 балла — руки и ноги изображены не в виде простой схемы (палочками), а с помощью двойных линий;
  • 4 балла — на рисунке присутствуют и схематичные, и пластичные элементы;
  • 8 баллов — полностью пластичное изображение.

Если результат — 16 баллов и выше, можно считать, что ребёнок готов к обучению.

Пять шагов к успешной адаптации

Шаг 1. Познакомьтесь с учителем и заручитесь его поддержкой. Обсудите особенности характера, темперамента и поведения ребёнка, предупредите о возможных сложностях.

Шаг 2. Объясните ребёнку, чем отличается учёба в школе от занятий в детском саду. Сводите его на экскурсию в школу, расскажите о правилах и нормах, которые он должен будет соблюдать, включая общение с одноклассниками и поведение на уроках.

Шаг 3. За 3–4 недели до учебного года начните готовиться к школьному распорядку, чтобы ребёнок без затруднений вошёл в новый ритм.

Шаг 4. В первые 2–3 месяца не записывайте ребёнка в дополнительные кружки и секции. Только когда вы поймёте, что он адаптировался и с удовольствием ходит в школу, можно разнообразить его досуг.

Шаг 5. Не забывайте про навыки самоорганизации — самостоятельные дети проще адаптируются к школе. Первоклассник должен уметь одеваться и раздеваться, убирать за собой посуду, заправлять кровать, прибираться в комнате, собирать вещи в школу.

Начать дискуссию