Буллинг

Долгие годы проблема школьного буллинга тщательно замалчивалась. Учителя либо не замечали её, либо предпочитали не вмешиваться в «детские разборки». Родители зачастую ни о чём не догадывались, и ребёнок оставался с проблемой один на один.

Сегодня о буллинге говорят много. Его бывшие жертвы рассказывают, что они чувствовали и как справлялись с последствиями. Буллинг — серьёзная травма, которая оставляет в психике глубокий след. Она может стать причиной развития ПТСР, социофобии, депрессии и других психических расстройств.

Вредные советы: что не помогает при буллинге

Прежде всего я хочу предостеречь родителей от ошибок. Некоторые советы не только не помогают защититься от травли, но и усугубляют её.

  • «Дай сдачи, и тебя зауважают». Если обидчик сильный и задиристый, ответная агрессия раззадорит его; то же самое, если буллинг носит групповой характер. Да и не каждый может постоять за себя, ведь объектами издёвок обычно становятся тихие, застенчивые ребята, которые находятся на периферии коллектива.
  • «Не обращай внимания — им надоест, и они угомонятся». А если не надоест, и ребёнок превратится в объект для постоянных насмешек? Или агрессия носит физический характер — как её игнорировать?
  • «Подружись с ними, и они пересмотрят своё отношение». Когда я слышу подобное, мне хочется спросить: «А вы сами пробовали дружить с теми, кто над вами издевается?» Так почему же вы советуете это ребёнку?

С точки зрения психологии все эти советы деструктивны. Первый учит ребёнка реагировать импульсивной агрессией без учёта реального соотношения сил. Второй — пускать ситуацию на самотёк, третий — терпеть то, что не следует. С такими установками во взрослой жизни придётся несладко.

Единственный способ справиться с буллингом заключается в том, чтобы остановить его. И делать это должны взрослые — родители и педагоги.

Как помочь ребёнку, если он стал объектом травли

Шаг 1. Поддержка

Сталкиваясь с буллингом, дети испытывают стыд и вину. За то, что не сумели дать сдачи; за то, что растерялись и позволили себя оскорбить. И приходят к неутешительному выводу: «Если со мной это происходит, значит, что-то со мной не так».

Нет! С вашим ребёнком всё в порядке. Объясните, что он имеет полное право быть таким, какой он есть. Все люди разные. Кто-то реагирует практически мгновенно, а кто-то теряется в сложных ситуациях, и это нормально. Ненормально — оскорблять, унижать, насмехаться.

Шаг 2. Защита

Соберите всю информацию об угрозах и оскорблениях, поступающих в адрес ребёнка. Скриншоты переписок, голосовые сообщения, видеозаписи — всё, что доказывает факт травли. Если ребёнок подвергался побоям, зафиксируйте их в травмпункте и обратитесь в полицию.

Составьте письменное обращение на имя директора школы (помните, что администрация учебного заведения несёт ответственность за случившееся), предъявите скриншоты и записи. Договоритесь о встрече с родителями обидчиков в присутствии директора, психолога и классного руководителя.

Объясните, какую ответственность (в том числе уголовную) несут учащиеся, их родители и администрация. Обсудите меры, которые будут приняты, и договоритесь с директором о контроле за ситуацией.

Шаг 3. Безопасность

Если предпринятые действия не возымели эффекта и конфликты продолжаются, обратитесь в надзорные органы: полиция, комиссия по делам несовершеннолетних, прокуратура, местный департамент образования.

Профилактика травли — прямая обязанность педагогов, и в законе «Об образовании в РФ» это чётко прописано (ст. 28). Сейчас проблеме буллинга уделяется достаточно внимания в психолого-педагогических кругах. Разрабатываются методики профилактики — все они эффективны, если их применять. Некоторые регионы даже ввели тревожную кнопку «Сообщить о буллинге» в электронных дневниках.

Однако если вы видите, что руководство школы не справляется с проблемой, лучше перевести ребёнка в другое учебное заведение. Комфортное и благополучное. Потому что образовательная среда должна развивать личность, а ситуация борьбы, пусть даже и за справедливость, этому отнюдь не способствует.

Почему возникает травля в детских коллективах

Чтобы искоренить буллинг как явление, необходимо понимать его причины.

  • Неблагоприятная обстановка и отсутствие общей цели

Буллинг возникает там, где царит скука и напряжение, а его жертвами становятся дети, в силу каких-то причин выпадающие из общей массы. Например, интроверты-одиночки или новенькие, не успевшие обзавестись друзьями.

  • Безнаказанность и оправдание агрессии

Зачастую обидчики уверены: им не грозит ничего, кроме порицания. Для каждого эпизода травли находятся оправдания («не так посмотрел, не то сказал»), которых придерживаются и одноклассники, и учителя, не желающие брать на себя ответственность за детские конфликты.

  • Дефекты семейного воспитания

Дети копируют поведение взрослых и рестранслируют его во внешнюю среду. Если дома с ребёнком плохо обращаются, он может перенести такое обращение на других детей. Кроме того, для некоторых насмешки — способ привлечь к себе внимание.

  • Неразвитый эмоциональный интеллект

Отсутствие эмпатии, низкая или завышенная самооценка, неумение экологично разрешать конфликты и заявлять о своих желаниях, плохой контакт с чувствами и эмоциями — вот типичные характеристики детей, которые вовлекаются в травлю.

Профилактика буллинга: рекомендации и личный опыт

Лучший способ решения проблем — их профилактика, которая должна быть комплексной. Она затрагивает и учебный процесс, и детский коллектив, и воспитательную работу.

  • Разнообразить обучение, сделать его интересным

Существует множество форм и методов обучения, способных по-настоящему увлечь детей. Например, ученики Школы талантливых детей выполняют исследования, реализуют проекты, проходят квесты, играют в игры и т. д. — мы стараемся максимально разнообразить подачу учебного материала.

  • Сплотить коллектив вокруг общих целей

Наши школьники участвуют в самоуправлении: вместе с педагогами составляют расписание, планируют походы в музеи, театры и экскурсии, распределяют бонусы (мы используем бонусную систему поощрений вместо оценочной). Это рождает в них ответственность и чувство сопричастности к школе.

  • Поддерживать интровертов и новых учеников

Необходимо следить за тем, чтобы дети-интроверты не превращались в одиночек. Мы устраиваем чаепития и круглые столы, где ребята общаются под присмотром молодых, но опытных педагогов. Играем в командообразующие игры, проводим тренинги, занимаемся творчеством и т. д.

  • Установить правила и ответственность за их нарушение

Нужно чётко обозначать границы допустимого поведения и придерживаться их, потому что если правила существуют только на бумаге, их перестают соблюдать. Участвовать в разрешении конфликтов в качестве третейского судьи, оставаясь чутким, внимательным, неосуждающим взрослым.

  • Развивать эмоциональный интеллект у учащихся

Ребёнок с нормальным уровнем EQ не станет участвовать в травле. И в обычной конфликтной ситуации он сумеет договориться или откажется от контакта, если оппонент не готов к диалогу. В Школе талантливых детей развитие эмоционального интеллекта играет ключевую роль — у нас дружные коллективы, в котором буллингу взяться попросту неоткуда.

Начать дискуссию