Эмоциональный интеллект. Управление эмоциями. Достаточно ли знать только об этом?

Эмоциональный интеллект. Управление эмоциями. Достаточно ли знать только об этом?

Довольно часто я слышу о необходимости учиться управлять эмоциями, однако, достаточно ли этого для того, чтобы взаимоотношения стали эффективными и вас считали эмоционально интеллектуальным

Давайте разберёмся на простом примере.

Итак, представьте, что происходит диалог между двумя партнёрами, для удобства дам им имена Олег и Иван. Диалог идёт продуктивно, в доверительной атмосфере. Неожиданного у Олега, в момент рассказа Ивана, пиликает телефон, и он отвлекается. Буквально через несколько секунд Олег возвращается к диалогу, но на лице Ивана и в его голосе видно недовольство. Что бы не сказал Олег, Иван начинает задавать ему каверзные вопросы и критиковать решения. Олег хорошо понимает, что Иван недоволен, это слышно и в голосе и видно по его мимике.

То, что Олег распознал недовольство у Ивана, в эмоциональном интеллекте называется «идентификацией/распознаванием» и относится к опытному домену

Олег начал анализировать, что случилось, почему Иван вдруг изменился на все 180˚. Отмотав немного назад, он понял, что Иван начал так реагировать после того, как Олег отвлёкся на телефон. Скорее всего он подумал, что этот разговор ему не важен и важнее то, что происходит в телефоне и ему хочется поскорее завершить диалог с Иваном.

То, что Олег начал анализировать и находить корневую причину, в эмоциональном интеллекте называется «пониманием» и относится к стратегическому домену

Поняв весь казус ситуации, Олег решил сделать всё возможное, чтобы вернуть Ивана в партнёрские переговоры. Он начал проявлять интерес к замечаниям Ивана, сам настроил себя на эмоции «доверие и интерес» и тем самым снизил градус Ивана и вернулся к эмоционально-конструктивному диалогу.

Действия Олега – это связь управления своими эмоциями, управления эмоциями других и фасилитации эмоций. Соединение ветвей опытного и стратегического доменов

А теперь представьте ситуацию, в которой Олег не смог бы проанализировать причину эмоций Ивана и дал выплеск своим эмоциям на наезд со стороны Ивана. Как итог мы бы наблюдали конфликт, который произошёл из-за непонимания причины изменения эмоциональной составляющей диалога.

В такой ситуации мы замечает низкий уровень развития не только понимания, но и фасилитации собственных эмоций – применение эмоций в соответствии с задачей. Если у вас партнёрские переговоры, то проведение их из позиции силы с эмоцией злость/гнев и отвращение, приведёт к иным результатам, нежели переговоры на равных с эмоциями доверие и интерес.

Конечно же, было бы проще, если бы эмоционально зрелый Иван сказал сразу, что отвлечение на телефон для него – это форма неуважения, а эмоционально зрелый Олег, услышав это, понял бы и извинился. Однако, такое случается очень редко... чаще всего наблюдаю недомолвки, из-за которых и случаются конфликты - ох уж эта корп.культура ...

Мораль сей истории такова: управление эмоциями – это яркая и притягательная звезда, добраться до которой можно и нужно - стратегический домен Эмоционального интеллекта. Однако, потребуется развитие таких направлений, как распознавание и понимание эмоций, а иначе можно не только некорректно причину идентифицировать, но и первичную эмоцию распознать не так. Некорректное распознавание проявлятся в том, что там, где у человека, например, эмоция - интерес, в вашей голове может идентифицироваться, как скука – и всё ваше управление эмоциями будет похоже на управленческое решение, принятое на плохих данных.

Более подробно об этом я рассказываю на корпоративных тренингах «Эмоциональный интеллект. Эмоции в бизнесе», скоро и в открытом формате

Начать дискуссию