Управление эмоциями: практические рекомендации

Управление эмоциями: практические рекомендации

Бывает, что ко мне обращаются за советами как начать контролировать свои эмоции и не давать им выплеск в самый не подходящий момент.

Давайте разберемся с таким запросом и перед тем как приступить к практическим рекомендациям, для начала вспомним с вами что такое Эмоциональный интеллект.

Стоит сказать большое спасибо Дэниелу Гоулману за популяризацию Эмоционального интеллекта, однако, в процессе популяризации произошла и небольшая подмена понятий, мелочи, но именно в них кроется дьявол.

Эмоциональный интеллект - это EI не EQ

Emotional Intelligence [EI] - интеллектуальное управление эмоциями и использование эмоций для решения задач

Emotional Quotient [EQ] - коэффициент эмоциональности показывающий силу проявления эмоций

Эмоциональный интеллект - когнитивная способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления, действий и принятия решений.

Теперь, что касается "контролировать" свои эмоции. В эмоциональном интеллекте нет такого понятия как "контролировать" и тем более "подавлять", есть понятие "регулировать", т.е. "управлять".

Способны ли люди научиться управлять своими эмоциями? У меня для вас хорошая новость и не очень.

Хорошая новость заключается в том, что вы действительно способны научиться управлять своими эмоциями, не очень хорошая - на это требуется время и частенько наставник.

Приведу пример с ребёнком и отвечу заодно на вопрос, почему на картинке писающий мальчик. Когда мы только рождаемся, наш позыв пописать, тут же реализуется, потому как мы ещё не научились управлять им. Захотели - пописали. Со временем мы учимся управлять своим желанием сделать это здесь и сейчас, несмотря на то, что нам хочется. Я оставлю за рамками этой статьи как быть когда ооооочень хочется и вот-вот - так как это уже история другой статьи - управление эмоциями в стрессе.

Так вот, управление эмоциями - это как позыв пописать: пойми что хочешь, пойми готов ли это сделать прям здесь и сейчас, точно ли ты находишься в том месте и в том положении, когда это можно сделать. Сурово? Для большинства моих подопечных - отрезвляюще.

Если вы думаете, что самое сложное - это понять готов ли выпустить свои эмоции здесь и сейчас - разочарую вас - это не так. Самое сложное, осознать - идентифицировать свою эмоцию, затем проанализировать насколько она подходит под ситуацию и если не подходит, заменить на подходящую, а возникшую эмоцию затем выпустить в мирное русло.

Что нам помогает в идентификации? - наше тело, то как оно реагирует позволяет нам понять, что с нами происходит, то как мы дышим, помогает нам понять что с нами, то как мы говорим, помогает понять другим, что с нами 😉

Давайте соберём это в алгоритм:

Управление эмоциями: практические рекомендации

Для лучшего понимания как это работает, приведу несколько кейсов.

Кейс 1: встреча Олега с начальником. У Олега высокий ЭИ.

У Олега всё было хорошо на контракте, заказчик говорил, что ему всё нравится, всё хорошо. Внезапно в один день, его вызывает к себе начальник и говорит, что заказчик абсолютно не доволен работой Олега. У Олега недоумение, внутри злость. Однако, Олег хорошо понимает, что эти эмоции ему никак не помогают, защитная реакция и диалог "Да как так, он же мне говорил..." куда-то его конечно приведут, но не факт, что туда куда надо... Спокойненько выдохнув и переключившись на эмоции "интерес" и "доверие". Олег поинтересовался у начальник что произошло, для того, чтобы конструктивно найти выход из сложившейся ситуации. После встречи Олег пошёл в спорт.зал и сбросил всё то напряжение, которое он поставил на паузу в момент диалога с начальником.

Кейс 2: диалог Петра после получения предложения написать по соглашению сторон. У Петра низкий ЭИ.

Пётр был одним из разработчиков и вот в один день его вызывает руководитель на диалог. Зайдя к руководителю, Пётр понял, что диалог будет не простой, так как помимо руководителя на встрече был сотрудник HR. На встрече Петру сказали, что у него плохие показатели, напомнили, что проводили с ним не один раз беседы один-на-один, где он обещал исправиться, но ничего не менялось и в итоге компания приняла решение расстаться с ним по соглашению сторон. Петр был ошеломлён, на его лице начали проступать пятна и он начал орать на руководителя и HR, говорил, что подаст в суд, что они не имеют права. Его гнев зашкаливал и казалось что вот-вот он начнёт чем-то кидаться. Опытному HR и руководителю удалось остановить весь поток гнева Петра. Пётр же выйдя со встречи, сел на свою грядку и начал всем говорить "Нет, ну вы слышали какая наглость? Да я на них в суд подам"...

У кейса 2 ещё долгая история, однако, для этой статьи переду сразу к тому, что важно: когда у Петра начала подходить эмоция злости и брать большие диапазоны приближаясь к гневу, Пётр не остановил этот поток, не переключился и даже не попросил взять паузу... Пётр даже мог осознать, что он гневается, но совершенно не просчитал, куда это его приведёт.

Сказанное в гневе, заканчивается стыдом"

Л.Н. Толстой

Что бы мог Пётр сделать по-другому? Тут вы можете подумать сами, предложить подышать, выпить воды, принять расслабленную позу и т.д. Скажу про приложение гнева: весь свой гнев, который был направлен на "подам в суд" и т.д. Пётр мог направить на поиск новой работы и реализацию задач.

Если же вдруг, читая данный кейс, вы понимаете, что не чувствуете своего тела, дыхания, тех сигналов, которые вам даются, то я рекомендую посмотреть в сторону инь-йоги, где вы не только научитесь фокусироваться на своём дыхании и теле, но и также научитесь выключать дискотеку в своей голове, т.е. останавливать мысли и быть здесь и сейчас.

Между стимулом и нашей реакцией находится наш эмоциональный интеллект. Чем он более развит, тем более адекватна наша реакция

Очень многое ещё можно написать по данной теме, однако пора завершаться. В следующей статье я расскажу вам о том, как нашему ЭИ живётся, когда мы в стрессе, когда большая когнитивная нагрузка и может быть я зайду на территорию травмы поколений... А пока, я желаю всем быть осознанными диджеями своих эмоций 😎

Управление эмоциями: практические рекомендации
Начать дискуссию