реклама
разместить

Что с рынком фриланса? Подкаст «В ручном режиме»: Кирилл Аношин, Freelance.RU #vol5

Выпуск №5 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Что с рынком фриланса? Подкаст «В ручном режиме»: Кирилл Аношин, Freelance.RU #vol5

Выпуск №5 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Гость выпуска — Кирилл Аношин, основатель и CEO Freelance.RU.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Алексей: С вами снова подкаст «В ручном режиме». Мы традиционно разговариваем с экспертами рынка о том, что происходит в наши непростые времена. Ясно, что мы работаем в интернет-сфере, и для наших клиентов – малого и среднего бизнеса – интернет был и остается одним из основных каналов привлечения клиентов.

Кажется, что для малого и среднего бизнеса услуги рекламных агентств всегда были не очень доступны. К тому же не все рекламные агентства успешно переживут этот период турбулентности. Мы знаем, что крупные бренды остановили свои рекламные кампании и ушли с обслуживания в агентствах. В том числе поэтому в агентствах прошли сокращения, а значит на рынке появилось и появится много «свободных» специалистов.

Мы решили с нашим сегодняшним гостем, Кириллом Аношиным, основателем и руководителем проекта Freelance.ru, поговорить о том, что происходит с рынком фриланса: становится ли больше исполнителей, что происходит с ценами на услуги фрилансеров. Кирилл, что происходит?

Кирилл: Спасибо за то, что позвали на такую беседу. Давай попробуем обсудить те вопросы, которые у нас всех возникли месяц назад. Я буду делать аналогии с ковид-периодом. Так вот, во время ковида получилась абсолютно диаметральная ситуация. Востребованность услуг с точки зрения фрилансеров была на длинном горизонте: это разработка каких-то стратегий, разработка ресурсов, SEO – всё на будущее, потому что «здесь и сейчас» ничего не работает, всё закрыто.

В сегодняшней ситуации, в непонимании, что будет дальше, мы видим востребованность в том, что работает именно «здесь и сейчас».

А то, что работает на дальний горизонт, если и не на hold встает, то так, подсматривает из-за угла, что происходит.

Могу тебе сказать простую вещь: когда все началось, у нас всё тоже встало, люди с круглыми глазами начали смотреть, что происходит вокруг. Не до нуля, конечно, встало, но очень сильно упали регистрации новых людей, публикация новых заданий. Причем, если сравнивать в неких процентах, то процентов на 50 сразу, как происходит обычно в выходные одни. Это продолжалось 1,5-2 недели.

Алексей: Это был шок.

Кирилл: Да, ты абсолютно прав, это был шок. Люди не понимали, что происходит. Сюда наложились и некоторые другие факторы: у нас на рынке было достаточно большое количество коллег из Украины. У кого-то больше, у кого-то меньше.

Алексей: Да, ты опередил мой следующий вопрос. Если до 2014 года мы частенько что-то аутсорсили в Украине, и это было «по деньгам», то после 2014 года у наших украинских коллег ценник стал очень «евровый». Т. е. после 2014 года Украина перестроилась в сторону мира и Европы, и ценник здесь, в России, для аутсорса стал не очень доступный.

Кирилл: Продолжу, отвечая на твой вопрос: с точки зрения людей, которые оплачивали услуги премиум-аккаунтов, размещения и всего остального, на разных площадках на нашем рынке было от 5 до 20% коллег из Украины. И они в один момент ушли. Я смотрел по всяким метрикам, у нас буквально через 2-3 дня после того, когда всё началось, трафик пользователей из Украины составил ~1%. Вот как было.

Что касается 2014 года: да, люди ушли, но их место заняли другие. В отличие от корпоративного сегмента, в котором трудитесь вы, у нас немного попроще, потому что фриланс — это некая боевая единица, сам по себе. Тот, кто тыкался по западным площадкам и понял, что он там может жить-зарабатывать, тот там и остался. Кто привык работать на клиентской базе в РФ, те продолжали работать на базе РФ. По ценам повыше, чем было до 2014 года, но однозначно не по европейским.

Все мы прекрасно понимаем, что фрилансер, который зарабатывает свою клиентскую базу годами, с ней годами и работает: у него появился заказчик, он ему сделал хорошо, этот заказчик в следующий раз не придет на площадку публиковать задание, он напишет напрямую фрилансеру «Дружище, давай сделаем еще что-нибудь».

Сейчас, как ни странно, после месяца того, что произошло, от ребят из Украины с украинскими картами у нас возникают вопросы из серии «Как оплатить услуги? Как правильно провести платежи, если заказчик в Украине, а исполнитель в России?». Т.е. деловые связи нарушились, но какие-то все равно начинают проскакивать.

После того, как отрезались MasterCard и Visa, мы были в непонимании до какого-то момента, сколько у нас людей платило с сопредельных территорий: не только Украина — Беларусь, Армения, Казахстан. Как оказалось, прилично.

Алексей: Понятно, что часть пользователей твоей платформы оказывали услуги в области SMM. И, по разным оценкам, примерно 40% трафика или инвентаря в части SMM лежало в области теперь уже экстремистской организации на территории России — Meta*, Facebook* и Instagram*. Видишь ли ты реакцию со стороны людей, как они переключаются? Как меняется спрос со стороны бизнеса, который обращается за услугами?

Кирилл: Давай делить: пользователь, который фрилансер, и пользователь, который заказчик. Для фрилансера, с точки зрения продвижения своих услуг, Facebook* и Instagram* сейчас на полнейшем холде. Потому что физическому лицу писать можно, читать можно, а вот с точки зрения компании даже деньги внести уже нельзя. «Закон суров, но он — закон». Поэтому таких людей стало меньше, они стремятся сейчас к нулю. Но все сейчас выжидают: может быть, что-то появится. Многие полезли во ВКонтакте, люди из серии: я съедаю всё, что можно. А некоторые упираются и говорят «Фу, фу, фу, мне там не нравится, это не мое».

Точные прогнозы, ответы и понимание того, что будет дальше, мы с тобой точно сейчас не определим. Мы это сделаем на форуме фрилансеров, где будут ребята из Питера, которые занимаются именно этими вещами. Пощупаем, поспрашиваем, что происходит у них.

SMM в том виде, в котором он был до конца февраля, сейчас на холде. Но с точки зрения востребованности услуг продвижение, которое направлено на «здесь и сейчас», есть. Причем мы понимаем прекрасно, что «здесь и сейчас» — это больше продуктовая линейка, такая денежно-рекламная, нежели игра в долгую. Т. е. нужно продать или купить «здесь и сейчас». Вот на это народ упирается.

И, наверное, поэтому, как ты сказал,

Многие компании, которые занимались рекламой, выводят сотрудников за штат либо увольняют. Потому что содержать людей на бизнес-процессе, который непонятно когда восстановится и восстановится ли, достаточно тяжело.

У меня то же самое: фрилансеры, которые продвигают свои услуги, не берут спецразмещения, чтобы рекламировать себя. «Приходите ко мне за продвижением на Facebook» - это глупость, это теперь нельзя.

По YouTube сейчас очень выжидательная позиция: заблокируют-не заблокируют, грохнут-не грохнут, если что, то как? Непонятно, что будет. Начали появляться запросы на продвижение в Rutube! Я прям удивился. Т. е. есть запрос: мы делаем канал в Rutube, надо его продвигать. Но это пока единичные вещи, которые никогда раньше не пользовались успехом.

Когда Rutube строили телекомщики, были правильное распределение нагрузки, балансировщики. Сейчас Рутуб — это некая субстанция, которую в принципе можно встряхнуть, взболтать и пересобрать, чтобы она работала, но которая пока напоминает приложение онлайн-кинотеатра, где можно полистать телеканалы. Это не тот контент, который народ привык потреблять на том же самом YouTube. Это замкнутая в себе система, и там нет контента, который массовая аудитория готова потреблять.

Алексей: Ты пару раз упомянул, что есть клиенты (у меня такие тоже есть), которые думают, что быстро отпустит по части возвращения Meta* и ее соцсетей. Твое мнение: есть шансы, что быстро отпустит или нет?

Кирилл: Я, знаешь, хорошо информированный оптимист. И я считаю, что быстро не отпустит. На уровне государства нельзя сказать «Ой, дяденьки, простите, я был не прав» или «Простите, извините, я такой». Слишком много факторов предшествовало. Если ты занимаешься бизнесом, будь добр заниматься бизнесом, хочешь заниматься политикой — иди занимайся политикой.

Алексей: Еще все отмечают, что клиенты как-то нерешительны и думают, что всё пройдет. Но приходится так же напоминать, что с начала года действует закон о приземлении, по которому эта корпорация тоже никаких решений не предпринимала. Поэтому сейчас мало решить вопрос с экстремизмом, теперь уже придется ответить по всему спектру вопросов.

Кирилл: Конечно. Опять же, мы пришли к тому, что наш интернет и телеком стали отраслью, причем большой, глобальной. И эта отрасль должна работать по принципу того государства, где она работает. Увы, это общие базовые принципы, никуда не денешься. Т. е. ты зашел в страну — будь добр исполнять ее законы. Не хочешь исполнять — не исполняй, но будешь заблокирован. Как Linkedin: я не хочу, мне ваш рынок абсолютно не нужен, он для меня — копейки. Либо договариваешься, либо нет.

Алексей: У тебя есть пользователи-бизнес и пользователи-фрилансеры (исполнители). С учетом того, что теперь экстремистская Meta* недоступна со всеми ее продуктами и Google выключил рекламу, соответственно нет рекламы ни на YouTube, ни в поисковой выдаче Google: как ты думаешь, старый-добрый проверенный SEO начнёт пользоваться повышенным спросом?

Кирилл: Старый-добрый SEO может сработать, а может не сработать. Признаки ранжирования, ты сам понимаешь, могут быть разные. В то же время, я не верю заявлениям ни Гугловым, ни Яндексовым, что «мы даже сами не знаем, как оно работает, и руками ничего подкрутить не можем». Можем. Все, что сделано человеком, можно подкрутить этим же человеком. В какой-то момент времени фильтр накладывается и всё, нет тебя в поиске. Вот трещит Google, что мы «нехорошие», и мы ничего не сделаем, ничего не докажем.

Все методы диджитального маркетинга будут развиваться ровно в рамках того, чем мы сейчас окружены. SEO — да, SEO сейчас нужно, потому что надо что-то делать. Яндекс — понятно, там реклама, Директ, ВК — ну, значит, ВК. Да, это большие площадки, где ты можешь массово коммуницировать с аудиторией. Не уверен, что кто-то пойдет на радио, это традиционная рекламная вещь. Пойдет ли кто-то на улицу с билбордами? Вполне возможно. Потому что я до сих пор считаю, что

Для локального предприятия — ателье или небольшого магазинчика — в районе, где он находится, наружка будет работать намного лучше, чем деньги, засунутые в рекламу Яндекса.

Потому что это направлено на локальную аудиторию.

Алексей: Да, это такая гигиена. По крайней мере «на районе» тебя должны знать все, ты должен быть «номер один».

Кроме Freelance.ru или FL.ru у нас еще были доступны похожие зарубежные сервисы. Теперь их, видимо, не стало. Для тебя это окно возможностей?

Кирилл: Когда нас покидает Freelancer.com, Upwork, мы понимаем, что западный рынок для наших исполнителей закрывается. К сожалению или к счастью, Россия идет своим путем даже во фрилансе. Т. е. из серии «А поговорить?». Встречаются две стороны — заказчик и исполнитель. Сначала надо поговорить, на одну волну попасть, на одном языке.

Алексей: Да, химия должна быть.

Кирилл: А вот все площадки, которые предлагают как некий fix price «за сколько, за сколько, за сколько», они как ценник в магазине: ты смотришь на упаковку, смотришь на цену и думаешь, подойдет это тебе или не подойдет. Здесь процесс «А поговорить?» отсутствует. Мы сейчас пытаемся эту модель немножко развернуть: хочешь поговорить — поговори, а хочешь – сразу заказывай, покупай. Насколько это стрельнет, не знаю. В интернет-бизнесе, да и в любом бизнесе, есть либо слишком рано, либо слишком поздно, а попасть в серединку достаточно тяжело. Мы много раз заходили на этот рынок. Это было рано. Сейчас, может быть, это будет востребовано. С учетом того, что для нас это не так дорого, мы это будем пробовать.

Алексей: Круто. Скажу всем нашим слушателям и зрителям, что в описании будет ссылка на форум, который Кирилл организует — «Цифровые воротнички». Сегодняшние вопросы и многие другие, которые Кирилл накопил, будут на этом форуме, он пройдет уже 13 апреля. Кирилл, спасибо за твое время! Успехов!

Кирилл: Спасибо, дорогой! Рад был тебя видеть. Всем большой-большой привет!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

11
реклама
разместить
Начать дискуссию
[]