{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Акселератор GoGlobal: как это было? / «В ручном режиме»: Екатерина Хиндикайнен, Алексей Романенков, Rookee #vol25

Обсуждаем наш опыт участия в акселерации: что ждет бизнес после вступления в программу и как происходит выход на зарубежные рынки. Текстовая версия подкаста.

Выпуск №25 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Гость — Екатерина Хиндикайнен, Chief Product Officer сервиса Rookee.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и Алексей Романенков, CEO компании Rookee. Здесь мы рассказываем о том, какие существуют источники трафика и откуда дешевле добывать трафик.

Сегодня у нас совершенно потрясающая история. Мы расскажем немножко о нас, но не в целях рекламы, а для того, чтобы поделиться жизненным опытом. Вероятно, вам это тоже может быть интересно и даже как-то неожиданно повернет вашу жизнь.

У меня в гостях моя коллега — Chief Product Officer сервиса Rookee, глава нашего продукта, наш продуктовый визионер Екатерина Хиндикайнен. Катя, привет.

Екатерина: Добрый день.

Алексей: Этим летом в моей жизни случилось неожиданное событие, мой первый опыт: мы попали в акселерацию. У меня к тебе такой вопрос. Была ли ты в каких-то акселерациях, зачем это нужно и что это такое?

Екатерина: Нет, раньше я не участвовала в акселерациях. Это интересная штука, она может ускорять для бизнеса как положительную динамику, так и наоборот, фейлы. Все знают, что фейлы — это ок. История, которая в итоге обернется неудачей, она растянута во времени, т.е. она стоит денег. И чем быстрее ты поймешь, что это тупик, тем меньше денег потратишь.

Акселераторы — это про развитие бизнеса, которое очень быстрыми шагами позволяет бежать в том направлении, которое вы загадали.

Алексей: Здорово. Это работает только для интернет-компаний или все-таки любой бизнес может пойти акселерироваться и сказать тому, кто будет этот бизнес ускорять: «помучайте нас со всех сторон, понагружайте и посмотрим, как пойдет».

Это только для интернет-проектов или годится для любого бизнеса?

Екатерина: Нет, это не только для интернет-проектов. В России существует несколько акселераторов, которые позволяют бизнесу расти и развиваться быстрее, как-то направляют и помогают за период акселерации. Когда нас на старте посвящали в детали акселерации, рассказывали про проект, который занимался сельским хозяйством, на дронах распыляли пестициды, удобрения. С одной стороны, это технологический проект, потому что у нас в жизни все связано с технологиями, с другой стороны, это не IT в привычном своем проявлении.

Алексей: А еще с нами в акселерации были ребята, которые уже зарабатывают, кажется, сотни тысяч долларов точно, может быть и миллионы. Их бизнес состоит в том, что они придумали альтернативу салютам и фейерверкам. На крупных мероприятиях типа Чемпионата мира, Олимпийских игр, они запускают тысячи дронов, тысячи дронов создают в небе объемные картинки. Ребята говорят о том, что в Европе у них самый большой парк дронов.

На какой стадии должен быть бизнес, чтобы пойти в акселерацию? Кажется, что на любой.

Екатерина: Да, абсолютно.

Алексей: Если ты чувствуешь, что у тебя есть какие-то узкие места, нет возможности в это погрузиться и разобраться в текучке и беготне, то, может быть, стоит обратиться в акселерацию. Казалось бы, что у ребят вполне успешный бизнес, все хорошо, зачем идти в акселерацию? Тем не менее, они нашли у себя ряд моментов, которые можно было бы улучшить с точки зрения продаж, продвижения, новых рынков. Они пощупали, поизучали спрос и пошли.

Кто-нибудь из команд тебе запомнился, кто-то еще удивил?

Екатерина: Я запомнила еще две команды: первые занимаются созданием переносных студий для записи подкастов, для записи видеоуроков и контента. Ребята работают в России и в других странах, хотят масштабироваться. Акселерация — это про масштабирование, поэтому там нет случайных команд, которые пришли просто посмотреть и послушать. Это проактивные команды, которые хотят для своего бизнеса лучшего. Вторая команда, которую я запомнила, это переводы, очень ручная работа. Они достаточно успешно работают по России, а благодаря акселерации расширили страны присутствия.

Алексей: Здорово. Знаете, как у докторов иногда бывает второе мнение, так и тут. Вы что-то знаете про свой бизнес, но есть довольно опытные люди, насмотренные на разные бизнесы. Посмотрев на вас, они могут задать, кажется, даже глупый вопрос: а почему вы не делаете вот так? «Не знаю, как-то в голову не приходило».

Я перехожу к следующему вопросу. Катя, как ты себе представляла нас в акселерации, чего ты ожидала?

Екатерина: На старте представление было очень разное. Я представляла, что акселератор — это какая-то история, которая тебе помогает на каких-то этапах, тебя поддерживает.

Изначально мне казалось, что это типа Бизнес-Молодости, когда есть куча заряженных людей, и они говорят тебе, что у тебя всё получится. Ты везешь всё это на тележке, а они только кричат: «Давай, вперед!».

Алексей: Что так медленно, что так медленно, давай быстрей!

Екатерина: Да, это самая популярная картинка, когда сзади куча людей, которые бьют хлыстиком впереди идущего. Вот у меня были такие представления на старте. Конечно, оказалось иначе. Много чего не совпало на старте. Но мы остались довольны тем, что с нами произошло этим летом. Я бы очень рекомендовала другим компаниям на себе это почувствовать.

Алексей: Ты довольна. Ты бы повторила?

Екатерина: Определенно. На старте, когда команды знакомились, там была девушка, которая говорила о том, что ее компания участвует в акселерации уже третий раз. Я считаю, что это очень крутой опыт. У нас акселерация длилась три месяца. И те результаты, выводы и предположения, которые мы там успели подтвердить или опровергнуть — это очень большой пласт работы, который в обычном режиме без помощи тех самых насмотренных людей, мы бы не сделали.

Алексей: Я подтвержу. У нас была не самая длинная программа, есть акселерации и на шесть месяцев. У нас длилась три месяца, мы начали 14 июня и закончили 9 сентября, это 14 недель. Мы бежим недельными итерациями, мы встречаемся раз в неделю с нашим трекером, обсуждаем, чего хотим, ставим себе какие-то цели на неделю и… БЕЖИМ.

Через неделю делаем отчет, что сделали, что получилось, что не получилось, почему не получилось, можно ли это преодолеть и улучшить. Вот в таком режиме недельными касаниями мы бежали. Все закончилось 9 сентября. У нас была отчетная презентация о том, чего достигли, что сделали. Это была пятница.

В среду мы разговариваем с Екатериной, и она вдруг говорит: «чего-то мы тормозим, ничего не делаем, расслабились». Я говорю, что буквально в пятницу была отчетная презентация, а сегодня среда, прошло всего три дня. Т. е. ты настолько привыкаешь двигаться очень быстро, быстро ошибаться и быстро проверять новые гипотезы.

Я плюсану к твоим словам. А могли бы мы сами? Я думаю, что сами не смогли, но не потому что мы плохие. Это как пойти в фитнес-клуб. Вот сколько из наших слушателей покупали абонементы? Я сам хожу первый месяц, остальные 11 месяцев фитнес-клуб счастливо кассирует мои деньги, я место не занимаю, а абонемент купил.

Чтобы это было эффективно, надо брать вместе с тренером, у тебя есть программа, ты уже буквально падаешь под этой штангой, а он говорит: «еще капельку», и еще чуть-чуть тебя дожимает. Вот примерно так же в акселерации.

Екатерина: Я запомнила, как на старте акселерации нам говорили о том, что

тут никто не будет вести вас за ручку, ваш бизнес — это ваше дело, мы вам готовы помочь, если этот запрос будет исходить от вас.

Точно так же с фитнес-клубом: если ты не хочешь этим заниматься, тебя никто не заставит.

Алексей: Купить абонемент — это просто иллюзия. Я купил абонемент, значит я занимаюсь спортом. Нет, ты просто купил абонемент.

Так и тут. Как нам говорили в акселерации: каждую неделю, помимо того, что намечено, сделано, не сделано, почему не сделано, нужно приходить с запросом к трекеру: что вы хотите, что не получается, чем вам помочь. Если у вас нет запроса, трекер за вас запрос не сформулирует.

Какие твои открытия применительно к нашему проекту? Ты для себя открыла проект с новой стороны? Ты же давно в компании, нет ли ощущения рутины, обыденности, а тут вдруг тебя немножко перевернули.

Екатерина: Да, конечно, есть. Я всегда говорю о том, что когда у тебя есть бизнес, с которым ты давно работаешь, ты едешь по рельсам. Случаются моменты, когда у тебя появляется что-то новое, но в целом: «операционка плюс стратегия». А тут что-то абсолютно новое.

Мы участвовали в акселерации GoGlobal — это выход на зарубежные рынки. Там все по-другому. Во-первых, это заставляет мозги думать по-другому, искать лазейки, новые решения. Во-вторых, ты тоже об этом говорил, бизнес может быть на разных этапах развития, участвуя в акселерации. У нас бизнес уже много лет, мы успешны в России. Но на зарубежных рынках мы не работали систематически, мы не работали целенаправленно по этому вопросу.

Когда мы участвовали в акселерации, это не только позволило нам поработать с зарубежными рынками, их пощупать, поискать пути решения именно там, но это еще и перевернуло наш российский бизнес.

Продукт один и тот же, хоть и кастомизированный под какую-то страну. Когда мы начали по косточкам разбирать свой продукт для того, чтобы продать, показать ценность, чтобы как-то упаковать его для других рынков, мы словили много инсайтов для российского продукта, быстро проверили эти гипотезы, поняли, что они работают и там, и там.

Как результат, у нас по России увеличилась выручка.

Я считаю, что это прекрасные последствия. Мы предполагали это на старте, считали это положительными рисками. Могу сказать, что положительные риски случились.

Алексей: Шикарно. Ты приоткрыла еще немножко, что акселерация называлась GoGlobal и касалась новых стран и новых рынков. Мы берем то, что у нас есть по продукту и тиражируем, продаем еще раз в других странах. Да, конечно, в других странах люди воспринимают наш продукт несколько иначе, чем принято или сложилось в России. Мы должны несколько адаптировать к рынку эту подачу, к его условиям. Однако, внутри продукта, в плане ядра, движка, мы ничего не разрабатывали. Я говорю, что относительно дешево без продуктовой мощной разработки продать наш продукт еще какое-то количество раз.

Какие рынки тебе показались интересными?

Екатерина: О, это интересная история, с которой в принципе начинается выход на зарубежные рынки. Я прямо сейчас вспоминаю, и мне так тепло от того, как это происходило.

Когда у бизнеса встает вопрос масштабирования и ты понимаешь, что надо выходить на зарубежные рынки, это новые деньги, это новые клиенты, у которых есть такие же потребности, у которых есть спрос, и ты можешь просто тиражировать свой продукт на другие рынки.

Ты сидишь и думаешь, с чего начать? Я посмотрю это, а может быть, вот это, очень много показателей, которые влияют на то, на какой рынок выйти. Акселератор нам помог структурировать эту историю и ускорить. Нам предоставили классный шаблон, по которому мы анализировали рынки, интересные нам. Изначально у нас было пять стран, на которые мы целили, в итоге этих стран стало 21, из которых мы потом выбрали несколько направлений.

Мы сначала анализировали Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, страны СНГ, такие крупные регионы, потом уже с детализации до стран и до показателей страны. У нас martech-сервис, это технологическая история, поэтому многие показатели были связаны с технологичностью страны: насколько люди пользуются интернетом, насколько они в теме того вопроса, который мы им предоставляем как услугу, насколько богата страна, экономика страны, насколько люди богатые, как относятся к SAAS-сервисам.

Очень много показателей, которые сводятся в одну матрицу и добавляются, поправочные коэффициенты, по результату которых ты уже понимаешь, в какую страну тебе предпочтительнее выходить. У нас был интересный момент, что мы не рассматривали СНГ как потенциальный вектор развития сервиса, потому что у нас есть клиенты, которые к нам падают из СНГ. И мы проводили тесты, но тесты особо ничего не показали. А тут мы поняли, что мы проводили их неправильно.

На момент акселерации в эти три месяца вскрылись проблемы, которые нам мешают выходить в СНГ и мешали раньше, просто мы о них не знали. По результатам теста конверсии не было: наверное нас там никто не любит, никто не хочет. Сейчас мы глубже это копнули, посмотрели.

Алексей: Ты переходишь к следующей важной теме. Все любят факапы.

Вот топ-3 того, о чем ты говорила. Ты говоришь, раньше проводили тесты, но не конвертило, мы плюнули и не возвращались больше в СНГ. А тут в рамках акселерации начали копать и вдруг поняли, почему не конвертило. Катя, давай факап-шоу.

Екатерина: О, это моя любимая тема. Все любят факапы. Факапы — это лучший плацдарм для роста, ты понимаешь, почему это случилось. Это лучше, чем когда у тебя все как-то средненько, но ты не понимаешь, в чем дело. А когда ты понимаешь что тебе исправлять, это уже становится задачей. Я это сделаю, и все будет классно.

Самый интересный факап. Когда мы решили, что СНГ все-таки нам интересно как направление. Мы решили там продавать, и запустили рекламу. В СНГ общаются на нашем языке, поэтому не нужно было делать локализацию и перевод, сразу запустили рекламу, тем более там работает много рекламных инструментов, которые у нас сейчас не работают. Думаем, сейчас деньги потекут рекой, у нас все отстроено, сейчас все будет круто.

В итоге, трафик есть, спрос есть, оплат нет. Что происходит?

Алексей: Наш Chief Product Officer Екатерина Хиндикайнен спрашивает, в чем беда, у нас же кругом карта МИР, ведь можно платить МИРом, мы принимаем МИР. Это было этим летом. В чем проблема?

Екатерина: Да. Мы пообщались с людьми, и они говорят, что для того, чтобы оплатить один ваш сервис, я должен сходить в банк оформить эту карту. Не факт, что я найду, где оплатить этой картой, потому что у вас пять способов оплаты, а карта одна, я не очень понимаю, как это делать.

Мы поняли, что это очень сложно для клиента.

У человека должна быть очень высокая мотивация для того, чтобы оплатить, и мы стали расширять способы оплаты. Это самый главный факап, который у нас был.

Алексей: Я добавлю к твоим словам. Среди наших слушателей есть много бизнесов и вы бы наверно не хотели в ряде случаев платить картой, тем более своей личной. Вы как бизнес предпочли бы заплатить безналичным расчетом, с одного банковского счета на другой банковский счет и получить нужные закрывающие документы. Это еще один вопрос.

Екатерина: Да. И сейчас мы расширили варианты платежей для стран СНГ и других стран, в проработке у нас еще другие варианты платежей.

Перехожу к следующему факапу. Он тоже связан со странами СНГ, тоже была запущена реклама. Первые страны, с которыми были точки касания, это Казахстан и Беларусь. Там оплату наладили, и все начало крутиться. Мы подумали, что СНГ — это ведь не только две страны, давайте остальные страны тоже подключим и посмотрим. Там был трафик, хорошие показатели воронки до регистрации, до оплаты. А дальше ничего.

Мы начали просматривать этот этап воронки и оказалось, так исторически сложилось, что у нас в сервисе при создании проекта можно выбрать страну продвижения Казахстан и Беларусь, а ряд стран Ближнего зарубежья — Таджикистан, Узбекистан — их там нет. Это следствие того, что мы интегрированы с другими сервисами, из которых мы это подтягиваем.

На момент, когда мы запускались, мы были уверены в том, что ничего не мешает создать проект для той страны, в которой мы работаем. Когда проверяли уже руками, мы предполагали, что будут кейсы, когда люди сидят в тех странах, а бизнес у них в России. Оказалось, что это не так, люди искали свою страну в выпадающем списке, страну не находили и уходили без оплаты. Для нас это было открытием, и в план разработки мы это включили.

Алексей: А я спрашиваю маркетинг, что у нас с привлечением из соседних стран. Они говорят, трафик есть, конверсий нет, но только служба поддержки говорит, что активизировались в Казахстане, в Армении, в других странах, столько звонков, люди пытаются понять, проконсультироваться. С точки зрения отслеживания воронки мы этого не видим.

Оплаты, настройки каких-то кампаний, отслеживание эффективности нашего маркетинга — вот все те грабли, на которые мы встали. Мы очень рады, что мы на них встали. Это значит, что мы станем лучше.

Екатерина: Да, это так.

Алексей: В процессе изучения клиентов, чего они хотят или что их убеждает в том, что мы ценны: что ты почувствовала в менталитете? Они другие, чем мы? Они как-то по-другому воспринимают диджитал и перформанс или так же?

Екатерина: Я немного рассказала про СНГ. Есть другой крупный регион, с которым мы попробовали работать, и продолжаем это делать, это Латинская Америка. Там менталитет совсем иной.

Всё, что у нас как часы работает в России, там не работает от слова совсем.

Там надо искать совсем другие подходы. Например, в СНГ, в Казахстане, это тоже так, они больше похожи по бизнес-подходу на российский бизнес, а в Бразилии все совсем иначе.

Если говорить про Казахстан, там очень удивило то, что некоторые рекламные инструменты, которые в России считаются очень популярными и обычными, уже привычными, для них это воспринимается как что-то очень новое. Например, реклама в Телеграм посевами, они говорили о том, возможно ли это, были вопросы о том, как это работает, возможно ли это сделать.

Если говорить про Латинскую Америку, там вообще интересная история. Мы начинали работать с ними итеративно в стартап-режиме. Первый этап прощупывания рынка — это общение с потенциальными пользователями. Когда мы искали потенциальных пользователей различными методами, в том числе по email. У нас в России люди, которые в бизнесе, часто проверяют свою почту. Там это не так. Там есть страх общения в почте. Я помню кейс, когда знакомый тебе человек отвечал несколько недель. Потом он сказал: я не был уверен, что это именно ты мне пишешь. У людей есть страх просто ответить на сообщение по электронной почте. Как основной бизнес канал они используют WhatsApp, и это интересно.

Алексей: Здорово. А с точки зрения технологической зрелости, ты упоминала рынки Бразилии и Казахстана, они столь же технологически развиты или может быть, они нас опережают или отстают? Есть у тебя какие-то наблюдения?

Мы в рамках акселерации всё сравнивали с Россией, слушатели наши в России, мы говорим по-русски. Сравни, как ты это видишь, какой там потенциал для развития технологии. Что ты увидела, в частности, по нашему продукту?

Екатерина: Когда ты варишься в этом много лет в России, тебе кажется, что везде так и есть, но когда начинаешь щупать другие рынки, понимаешь, что далеко не так.

Если говорить на примере СНГ, там уровень технологического развития отличается от стране к стране, но все равно кажется, что он ниже чем в России. Когда мы проводили анализ рынка, большинство инструментов, которые там используются в диджитал, они заимствованы либо с Запада, либо из России. Прогресс диджитальный в России выше, технологическо-диджитальный, я так назову. Они сами говорят о том, что они исторически пользуются инструментами, которые берут у нас. Они очень успешно с этим работают.

Если говорить про рынок Латинской Америки, там рынок похож на российский рынок, но 5-7 лет назад. Мы привыкли к тому, что у нас какие-то продукты заимствуются с Запада, а там они заимствуют и с Запада, и у нас, говорят и о российской экспертизе, и о европейской экспертизе.

Алексей: Мы с тобой отметили, что если мы говорим про ссылки, если мы говорим про ссылочное продвижение, про SEO, у них там принято покупать ссылки для людей, это так называется, но не ссылки для роботов.

Просто не всем понятно. Я говорил некоторым профессионалам, что для меня открытие акселерации и других рынков — это то, что мир делится на ссылки для людей и ссылки для роботов.

Екатерина: Да. Если говорить про ссылочную историю, про SEO-продвижение ссылками, link building это называют, там есть две категории ссылок.

Первая — это те, которые вы покупаете для своего бизнеса, для своего сайта или другой площадки с хорошими техническими показателями, чтобы вы росли в позициях в поисковой выдаче. Это ссылки для поисковых систем, для роботов, которые обходят интернет и смотрят, кто на что ссылается, кто кого рекомендует, в зависимости от этого ранжирует сайт выше или ниже в поисковых системах, которыми мы пользуемся.

Вторая категория — это ссылки, которые выполняют двойную функцию, они располагаются на крупных новостных агрегаторах, вероятно, с хорошими показателями, но они представляют собой не маленький кусочек текста со ссылкой на вас, а большую статью, в которой есть ссылки на вас. Люди читают про вас, формируют впечатление и знание о вашей компании, с помощью ссылки они могут перейти на ваш сайт. Это категория «ссылки для людей».

Алексей: Меня еще поразила такая история с бразильцами. Мы здесь почти не знаем этих названий поисковиков, а они их упоминали.В Бразилии Яндекс не доступен, они его не знают, но помимо Google, они называли Bing и Yahoo. Для меня это отрыв башки: понятно, что такие поисковики есть, но я не думал, что кто-то ими пользуется. Google первый, вопросов нет, у Bing и Yahoo есть какая-то небольшая доля, но они их все равно называли.

Екатерина: Да, это топ-3 поисковиков, которыми пользуются именно в Бразилии. В Мексике тоже пользуются похожими поисковиками. В Латинской Америке они гораздо популярнее, где-то даже популярнее Google в некоторых нишах.

Алексей: Твое ощущение, им вообще нужно SEO, у них сайты есть? Или вся жизнь в Instagram*, и все у них хорошо?

Екатерина: Если говорить про Латинскую Америку, у них малый бизнес в основном работает с тем, что полегче. У нас малый бизнес до определенного момента работал через Instagram*. Сейчас они продолжают там работать. Это просто, если ты маникюрный салон, ты выложил 5 фотографий и запустил бизнес, тебе не нужен программист, которому надо деньги платить, тебе не нужно узнавать про хостинг или как покупать домен, сколько они стоят.

В Латинской Америке малый бизнес пользуется такими инструментами, это такие витрины услуг, которые можно сделать самостоятельно своими руками и быстро править контент.

Сайтами пользуются компании покрупнее, но пласт среднего сегмента бизнеса больше и шире, чем у нас в России. Сайты есть у тех, кто очень хотел себе сайт по каким-то личным целям, либо у тех, кто уже перерос этап самоокупаемости, когда ты можешь себе позволить сайт. Там как и у нас, не все бизнесы до этого доживают.

Отвечая на вопрос, нужно ли им SEO. Да, нужно, они пользуются, особенно бизнесы, у которых есть сформированная потребность, которые понимают, что они делают на рынке, какую часть этого рынка занимают, у которых осмысленный подход к ведению бизнеса и к тому, откуда клиенты приходят и сколько они стоят.

Алексей: В большей степени наши люди управляют своим продвижением, SEO-продвижением, ссылками самостоятельно путем тех инструментов, которые мы даем. Насколько у бразильцев self service, самообслуживание в ходу?

Екатерина: У них ниша self service только развивается, и они интересуются тем новым, что появляется на рынке. Хорошо работает сарафанное радио, и если сервис приносит впечатляющие результаты, слава не заставит себя долго ждать. В случае с SEO сложнее, потому что результат SEO виден спустя некоторое время. В Бразилии таких сервисов сейчас не очень много, но они есть. Интерес несомненно есть, хороший и устойчивый.

А в основном услуги SEO оказывают специализированные агентства, маркетинговые агентства либо специалисты в штате, либо владельцы бизнеса самостоятельно занимаются этим вопросом.

Алексей: Их бизнесмены: как они оценивают результативность, на каком интервале?

Екатерина: Интересный вопрос. Мы общались с одним респондентом на интервью и спрашивали, как вы оцениваете проекты, через какой период. Они ответили: «через год». Мы спрашиваем: «почему через год?» Они говорят: «надо же как-то мерить, я померяю через год. Если по лидам стало лучше, значит, я молодец».

Об аналитике они там не слышали. Если лидов и продаж больше через год, значит выбран правильный вектор, я буду продолжать этим пользоваться. Это на примере одного респондента. Другие респонденты говорили, что они понимают, что SEO — это долгая история, но большинство меряет по конечному результату, но как простраивать этот результат, они не говорят. У нас бизнес говорит, что будет оценивать по позициям SEO через 4-6 месяцев. В Бразилии говорят, что будут оценивать по лидам либо по позициям, но позиции мелькают во вторую очередь.

Алексей: Интересно. А что они говорят про репутацию, что у них с точки зрения репутации бизнеса? Они об этом парятся?

Екатерина: Для стран СНГ это важный показатель для клиентов при принятии решений о покупке. Там распространены сервисы отзовиков, которыми мы пользуемся, которые для нас привычны. Если говорить про страны Латинской Америке, например, Бразилию, там интернет-репутация только зарождается. Люди, с которыми мы общались, говорят, что сейчас только крупные бразильские компании могут запросить отзыв о себе на сайте.

Там нет таких агрегаторов, как у нас, на которые можно зайти и найти отзывы по определенной компании и почитать, что думают о компании.

Говорят, что там нет такой истории. Там можно почитать отзывы только на сайтах крупных брендов и компаний, которые, по сути, сами инициировали запрос на оставление этого отзывы клиентом, который купил у них товар. Я думаю, что эта история тоже будет развиваться там, потому что у них, как я уже сказала, идет небольшое запоздание относительно нашего рынка именно технологически.

Алексей: Это же не значит, что они будут двигаться так же 5-7 лет. Не кажется ли тебе, что в том числе где-то с нашей помощью, с помощью наших партнеров и конкурентов, этот путь пройдут не за 5-7 лет, а за 2-3 года.

Екатерина: Думаю, да. Когда этот рынок становился у нас в России, это было через тернии к звездам, мы смотрели на западные сервисы и пилили свое. Западные сервисы стоили непомерно дорого, либо у нас, у наших диджитал-компаний были возможности сделать что-то свое с кастомизацией под Россию. Потребности у клиентов и у бизнеса разные от страны к стране.

Я думаю, там этот этап пройдет быстрее, в том числе за счет того, что

многие и российские бизнесы, и из других стран смотрят на Латинскую Америку как на очень интересный потенциальный рынок, которому можно просто тиражировать свои инструменты, тиражировать свою экспертизу.

Кажется, что рынок сейчас будет накачан экспертизой и будет выбор, чем пользоваться и не будет проходить этот этап, когда методом проб и ошибок будут создаваться эти сервисы, сначала не очень рабочие, потом чуть более рабочие. У нас этот период был длительным в том числе из-за того, что была обкатка сервисов внутри.

Алексей: Тебя послушать, так тяжко, много грабель. Скажи, пожалуйста, стоит продолжать?

Екатерина: Да, стоит. Стоит однозначно, потому что если бизнес успешен в одной стране, он будет успешен и в другой стране, хотя бы в одной, скорее всего в нескольких, а скорее всего в нескольких десятках.

В целом, люди одинаковые, думаем примерно одинаково, только немного отличаемся. Если люди пользуются поисковыми системами для поиска товаров и услуг, это везде работает, и наш бизнес везде работает, просто стоит об этом рассказать и найти ту нишу и аудиторию, которой это будет нужно, интересно и полезно. Сойдется экономика или не сойдется, это уже второй вопрос. Первый вопрос — найти нишу и направление, где сейчас это максимально пользуется спросом.

Алексей: Что ты планируешь в предстоящие 3-6 месяцев?

Екатерина: В предстоящие 3-6 месяцев мы продолжаем развивать те же самые направления, в которых мы работали последние 3 месяца. После акселерации мы не сложили лапки.

По СНГ мы планируем обкатать выход на Казахстан. После того, как результаты по Казахстану нас удовлетворят, когда будут стабильные результаты и, как следствие, деньги, мы будем масштабировать эту историю на соседних странах. Механизм выхода на зарубежные рынки похож в целом от страны к стране.

Когда ты открываешь новые страны, ты как будто играешь в игру и повторяешь одно и то же, но с особенностями менталитета, с особенностями платежей.

Граблей очень много, но оно того стоит потому, что это новый рынок, это новые клиенты, которых там много. Те бизнесы, которые добились успехов в одной стране и сейчас находятся в состоянии окупаемости, состоянии роста, они кратно могут масштабироваться за счет выхода в другие страны.

Если где-то ты успешен, то это откликается и в другом направлении. Это цепная реакция, которая неизбежна и которая всегда приятна. Кроме граблей есть успехи, это приятные моменты.

Алексей: Да, кайф в преодолении. Сначала выдумать себе задачу, загадать или помечтать о какой-то цели и пытаться к ней прийти. В этом есть развитие.

Екатерина: Скучно, когда все просто.

Алексей: Да. Я был рядом, я все эти вещи проходил, но было очень интересно так концентрированно это все вспомнить.

Я был свидетелем, когда на одном из интервью, которое вела Катя, опрашивая потенциальных клиентов, а я с погашенным экраном просто слушал, очень приятно было услышать, что один из бразильских парней сказал, что русские — крутые сеошники, и поэтому я хочу с вами работать. Это был такой бальзам.

Думаю, что мы через 3-6 месяцев сделаем еще запись и послушаем, что получилось, а что нет, опять устроим факап-шоу. Думаю, все порадуются.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда