Оппенгеймер. Нолан. Мерфи. Как экспериментаторы меняют мир

Недавно вышел (но не в РФ) новый фильм Кристофера Нолана — «Оппенгеймер». Однако в этой статье я не буду его разбирать. Вместо этого, я предлагаю вам посмотреть на это кино под другим углом и узнать:

1) Что общего между Робертом Оппенгеймером, Кристофером Ноланом и Киллианом Мерфи?

2) Почему именно Киллиан стал исполнителем главной роли?

3) Зачем режиссер, который никогда раньше не делал байопики, решил показать создание атомной бомбы и рассказать биографию ученого?

4) При чем здесь дух экспериментаторства?

5) И самое интересное — как эти трое меняют свой мир?

Мерфи — профессию актера. Нолан — мир кино. Оппенгеймер — баланс сил во всем мире.

Но об этом — в конце статьи, поэтому обязательно дочитайте ее до конца. Уверяю, общего у этих трех — гораздо больше, чем кажется.

Вместо обложки
Вместо обложки

В 10 лет Киллиан Мерфи написал свою первую песню и решил посвятить жизнь творчеству. В 7 лет Кристофер Нолан взял в руки камеру Super 8 и снял свой первый фильм. Роберт Джулиус Оппенгеймер в 12 лет опубликовал статью в минералогическом клубе и решил посвятить себя науке.

Спустя годы Киллиан взорвет кассовые сборы с фильмом «28 дней спустя». Нолан в принципе взорвет кинематограф, а Роберт Оппенгеймер… ну вы поняли.

Кадр из фильма «28 дней спустя»
Кадр из фильма «28 дней спустя»

Что же объединяет этих троих (кроме взрывов)? На самом деле, очень многое. И начнем мы с:

ТЯГА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ И НЕИЗВЕДАННОМУ

Кристофер Нолан. Каждый его фильм — это либо эксперимент, либо исследование, либо все вместе. В культовом «Мементо» режиссер создает настоящий ребус для зрителей. В «Престиже» Нолан весь фильм водит нас за нос, а Боуи играет Теслу. Потом кстати все будет наоборот.

«Начало» — вообще философия, в которой опять же переплетаются наука, механика сна и времени. Наука продолжается и в «Интерстелларе», в котором мы учим астрономию и физику.

Кстати о последней — Оппенгеймер, по сути, является отцом-основателем теоретической физики, а Нолан с помощью физических явлений рассказывает свои истории.

Отец
Отец

Первые исследования Оппенгеймера были посвящены субатомным частицам и черным дырам. А «черная дыра» в «Интерстелларе» до сих пор является одной из самой точных и реалистичных, когда-либо созданных в Голливуде.

В следующих фильмах Крис продолжает смешивать разные жанры и направления. В «Дюнкерке» показываются исторические события на берегу Ла-Манша, а «Довод» рассказывает про инверсию.

(Кстати недавно Нолан подтвердил, что на съёмках этого самого «Довода», Роберт Паттинсон подарил ему книгу с речами Оппенгеймера.

Режиссёр также отметил, что писал «Довод» с оглядкой на Манхэттенский проект. Не исключено, что именно эта книга сыграла ключевую роль в его решении экранизировать биографию ученого).

Нолан думает. Не мешай
Нолан думает. Не мешай

В каждом проекте Кристофер задается вопросами: «А что если..?», «А как показать историю языком кино?» Режиссер не останавливается на рабочей схеме или шаблоне. Он постоянно экспериментирует и пробует новое.

Постоянными остаются только люди, с которыми Нолан идет в это неизведанное (хотя и их режиссер периодически чередует или кем-то меняет):

Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Ханс Циммер, Том Харди и Киллиан Мерфи.

Да, Киллиан Мерфи. В 20 лет будущий амбассадор «Острых Козырьков» играет соло на гитаре и живет как настоящий ирландский рок-н-рольщик:

Молодая звезда
Молодая звезда

За плечами опыт всего лишь в паре-тройке любительских спектаклей, но именно они заставляют его отказаться от контракта с музыкальным лейблом и зажигают желание играть на сцене. Отказ от перспектив в музыке ради неопределенности в кино. Чем не эксперимент?

Риск вознаграждается, когда Киллиан получает первую профессиональную роль. В постановке «Дискосвиньи» он по сути играет самого себя: взбалмошного подростка без каких-либо целей, но с мечтой в глазах.

Спектакль настолько нравится зрителям, что гастроли идут по всему миру и продолжаются 2 года вместо запланированных 3 недель в Корке. Мерфи получает своего первого агента, а его карьера потихоньку начинает подниматься вверх.

Успех
Успех

Теперь Оппенгеймер. В школе он увлекается минералогией и химией. Юный Роберт задает слишком много вопросов учителям, а что не удается узнать — черпает в книгах. Он круглый отличник и даже несколько раз проскакивает классы. Надо ли говорить, что Джулиус — настоящий гений, для которого эксперименты и сомнение во всем, что его окружает — обыденность.

(Ну и не каждый получает докторскую по физике в 23 года)

На первом курсе Гарварда, Роберт начинает увлекаться уже экспериментальной физикой, литературой и философией.

(кстати многие знаменитые физики рассказывали, что на них оказали большое влияние именно философские труды Оппенгеймера)

Известный физик
Известный физик

И у Роберта, и у Криса — тяга к познанию мира проявляется также и в работе. Джулиус проводит исследования и публикует статьи по астрофизике и другим умным вещам.

Картины Нолана же полны исследований как пространства, так и человека. Сон, память, реальность — все это переплетается в нелинейном повествовании, которое стало уже одной из главных фишек его фильмов.

(Кстати, этот прием Нолан подглядел в романе Грэма Свифта «Земля воды». Как говорится, кради как художник!)

Исследование у Кристофера проходит сквозь объектив камеры, в прямом смысле слова. Ведь режиссер ярый противник цифры и хромакея. В массовых сценах «Дюнкерка» присутствуют реальные люди, а в «Начале» коридор отеля на самом деле крутится на платформе (сочувствую актерам):

Без комментариев
Без комментариев

Не стал исключением и «Оппенгеймер», в котором Нолан воспроизводит ядерный взрыв без использования спецэффектов.

Исследования, эксперименты в работе. Все то же самое можно сказать и про Киллиана Мерфи. Только его исследовательский дух проявляется не в науке или игре со временем, а в ролях.

В «Острых козырьках» — суровый Томас Шелби. В «Красных огнях» — помощник разоблачителя экстрасенсов. В «Ночном рейсе» — поехавший террорист. В «Антропоиде» — ротмистр Чехословацкой армии Йозеф Габчик.

Мне кажется, для первой части статьи сходств более, чем достаточно. Поэтому переходим ко второй общей черте, присущей Оппенгеймеру, Нолану и Мерфи.

ДОВЕРИЕ

Да, в каждого из них вовремя поверили. Причем вопреки всякой логике. Сейчас объясню.

Подписал, кто это
Подписал, кто это

Смотрите, вот это генерал Лесли Гровс-младший. В сентябре 1942-го его назначают руководителем «Проекта Манхэттен». Лесли, вроде как, не считается выдающимся управленцем, пока не делает один гениальный и, на первый взгляд, странный ход: назначает Оппенгеймера главой секретной лаборатории.

Одно из достижений Роберта (из-за чего его собственно и пригласили к работе), заключается в том, что он вместе с коллегами придумал способ получения обогащенного урана.

Однако, у него нет ни Нобелевки, ни сильного авторитета среди коллег. Генерал Гровс же объясняет свое решение тем, что поражен способностью Роберта разбираться в разных направлениях физики, работать на стыке наук. А еще он видит в ученом сумасшедшее тщеславие, которого нет у других.

В общем, несмотря на то, что руководить проектом просто обязан именитый ученый — Боссом «Манхэттена» становится именно Оппенгеймер. Вопреки всякой логике.

Ни Нобелевки, ни авторитета
Ни Нобелевки, ни авторитета

Похожая история и с Кристофером Ноланом. Помните фильм «Бэтмен: Начало»? К тому моменту, Нолан уже снял «Преследование», «Мементо» и «Бессонницу». То есть, опыт есть, хорошие работы тоже, но имени все-таки нет.

А теперь посмотрите на кандидатов в режиссеры к тому-самому «Бэтмену»: Дэвид Финчер, Клинт Иствуд, Даррен Аронофски и (братья?) сестры Вачовски. Ничего себе компания, да? Официально в источниках пишут, что все они отказались. Ну конечно, от крупнобюджетного проекта, причем не разового, а трилогии.

На самом же деле, правда в том, что боссы студии поверили в стиль и идеи Нолана. Риск — да. Стоило того — определенно. Опять же, вопреки всякой логике.

Бэтмен, которого мы заслужили
Бэтмен, которого мы заслужили

И вот уже сам Кристофер вовремя поверил в Мерфи. Киллиан тогда пробовался на роль все того же Бэтмена. У актера это был вообще первый кастинг в такой крупномасштабный блокбастер. Да, за плечами «28 дней спустя», но там бюджет-то всего 8 миллионов. Скорее экспериментальный и дорогой артхаус, который выстрелил.

Причем Киллиан сам понимал, насколько не подходит под брутального супергероя. Однако Нолан разглядел в нем гораздо большее: его поразила актерская игра и глаза Мерфи. В итоге, парень попал в команду (хоть и не на главную роль).

И что мы скажем в конце этой части? Вопреки… всякой… продолжение пишите в комментариях)))

КОМАНДА, ЛЮДИ И РАБОТА

Да, и Нолан, и Оппенгеймер — гении в создании условий работы.

Кроме фильма «Довод», Кристофер перед каждым новым проектом собирал в кинозале съемочную группу и показывал фильмы-вдохновители. Режиссер глубочайшим образом погружен в работу: от логистики и подбора локации — до выставлении света и организации питания.

(помог опыт работы сценаристом и оператором в корпоративных фильмах)

Опыт есть опыт
Опыт есть опыт

Гений Оппенгеймера — также стал следствием разностороннего развития. Его характеризуют как интроверта, который в нужный момент может включать харизму и обаяние.

Еще будучи преподом в универе он прокачивается в ораторстве (хотя изначально был очень нудным и монотонным) и делает из скучных лекций с 1 человеком в зале — супер популярное место, в котором тусят будущие ТОП-физики, а многие из занятий даже заканчиваются пьянками.

Переносимся в Лос-Аламос. Там он не типичный управленец в кабинете. Джулиус постоянно ходит по блокам и знает каждое измерение, каждый этап работы и всех сотрудников поименно.

Также в «Проект Манхэттен» Оппенгеймер зовет коллег-ученых со всей Европы (не всех, конечно, а только тех, кого считает выдающимися). Первая причина — работать с проверенными ребятами круто. Вторая — он хочет дать им безопасность, все-таки идет Вторая Мировая.

Все это вам ничего не напоминает? Свои кореша, совместная работа над чем-то грандиозным. Это ведь подход Нолана. Тот же Киллиан Мерфи сколько раз снимался в его фильмах.

Ох, эти глаза...
Ох, эти глаза...

За последним кстати закрепился стереотип очаровательного злодея. Конечно, отрицательных персонажей он тоже умеет играть, но способности Киллиана намного шире. У него невероятная харизма, обаяние и та же фанатичность, присущая как Оппенгеймеру, так и Нолану.

Например, для фильма «Пекло» он днями общается с учеными и изучает исследования про солнце. Для «Завтрака на Плутоне» — тратит кучу времени на то, чтобы создать убедительный образ транса.

(Почти 20 лет назад, еще до этих всех повесточек)

Именно за такой подход его полюбил Нолан, взял в свой «клан» и (наконец-то!) дал главную роль

(ну, и еще за то, что Килиан сказал, что «это лучший сценарий, который он когда-либо читал».)

Шутка) Хотя цитата настоящая.

Однако помимо подхода к работе и внешности (актер и ученый действительно очень похожи, даже без грима) есть еще кое-что, объединяющее Мерфи, Оппенгеймера, да и Нолана тоже.

Похожи?
Похожи?

ОТСУТСТВИЕ НАГРАД

Скорее, забавный факт, а не отдельная глава, но все же: ни у Роберта, ни у Кристофера, ни у Киллиана — нет главных профессиональных наград.

Вспоминаем, у Оппенгеймера перед Манхэттеном не было статуса суперзвезды среди ученых. Впоследствии, «Отец атомной бомбы» был номинирован на Нобелевскую премию по физике трижды, но так и не получил ее.

Нолан также трижды был номинирован на Оскар (в 2002, 2011 и 2018 годах), но ни разу не забирал статуэтку.

А теперь, посмотрите на текущий список наград Киллиана Мерфи — почти та же картина. Никаких тебе Золотых Глобусов, исключительно номинации.

Норм
Норм

Возможно, им это и не нужно. Ведь Роберта, Кристофера и Киллиана также характеризуют сдержанность и скромность. Оппенгеймер не просил больше, чем нужно для нормальной жизни и не отрывался по пятницам в барах

(в 1929-м он даже не знал, что наступила Великая Депрессия, потому что был полностью погружен в работу).

Нолан также не был замечен в скандалах, эпатажных выходках или разбрасывании деньгами. А у Мерфи вообще отсутствует стилист, большая команда и PR-отдел. Он не ведет соцсети и осознанно выбрал такой образ жизни.

Извините, не мог не вставить
Извините, не мог не вставить

ТАК ЧТО В ИТОГЕ?

Никогда бы не подумал, что у таких разных людей может быть так много общего. Их всех объединяет тяга к экспериментам, исследованиям и познанию мира. Каждый из них, вопреки логике и здравому смыслу, получал свой шанс и использовал его на все 100%.

И Оппенгеймер, и Нолан, и Мерфи — настоящие гении и фанаты работы. Даже в отношении к жизни и наградам — они похожи.

Все трое старались поменять, сделать этот мир чуть лучше. Каждый из них проложил новый путь для будущих поколений в своем деле:

1) Оппенгеймер воспитал поколение физиков, для которых важны вопросы морали, человечности и ответственности.

2) Нолан задал новый стандарт для киноиндустрии и показал, что аттракционные блокбастеры могут исследовать и моральные, философские проблемы тоже.

3) Наконец, Мерфи, с помощью своих персонажей, повлиял и изменил жизни миллионов простых людей по всей Земле…

Ну, а если вам понравилась эта статья, можете оценить ее (а что тут принято ставить?) или коммент написать.

Также зацените мой YouTube-канал —

Там много интересных историй и видеоэссе.

С вами был не Марти, а Саша. Не бойтесь будущего, создавайте его — пока!

33
реклама
разместить
1 комментарий

Очень интересное сравнение, креативно