Как налоговая инспекция доказывает, что сделка нереальна (фиктивна)?

Как налоговая инспекция доказывает, что сделка нереальна (фиктивна)?

За неуплату налогов компанию или ИПшника штрафуют. Если уклонение от уплаты налогов совершено умышленно, то на 40% от суммы неуплаченного (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Также, привлечь к уголовной ответственности за уклонению от уплаты налогов возможно, если преступление было совершено с прямым умыслом.

Поэтому налоговая стремится доказать, что уклонение от уплаты налогов совершено с умыслом — штраф выше будет и не будет проблем с возбуждением уголовного дела.

А как доказать умысел?

Ведь умысел — это внутреннее мысленное отношение человека к тому, что он делает. Но читать мысли инспекция пока не умеет (хотя для неё это было бы очень удобно), поэтому умысел приходится доказывать совокупностью действий бизнесмена, которые он предпринял, чтобы не платить налоги.

Итак, эта статья посвящена самой классической схеме ухода от налогов — работе с однодневками (техническими компаниями). При её написании я опирался и на свою многолетнюю практику и на Методические рекомендации самой налоговой, опубликованные в Письме от 13 июля 2017 года №ЕД-4-2/13650@.

Все мои каналы, где я буду рад вас видеть: Телеграм, VC.ru, Одноклассники, ВКонтакте, Дзен.

Рассмотрим на примере, как доказывается умысел: есть компания, которая хочет минимизировать налоги. Для этого принимается решение купить «бумажный НДС» (это когда сделка с технической компанией остаётся без оплаты), либо на счет технички производится оплата, а деньги в дальнейшем возвращаются за минусом процента обналичивания. При этом, техничка выдает документы, которые компания вправе учесть в затратах по налогу на прибыль, а также применить вычет по НДС. Так как сделка «схемная», с нормальным реальным контрагентом её не провернешь. Поэтому такие сделки совершаются:

  • с «профессиональными» однодневками, оказывающими услуги по совершению фиктивных сделок;
  • с аффилированными компаниями, которые были созданы бизнесом специально для экономии на налогах (аффилированная компания).

3 пункта, которые должна доказать инспекция, чтобы установить умысел, направленный на неуплату налога

  • Что контрагент — техничка или аффилированная компания;
  • что директор налогоплательщика это знал;
  • что сведения, указанные в документах в договору — фиктивны, а значит, финансово-хозяйственной операции в реальности не было.

Как налоговая доказывает, что контрагент — техническая или аффилированная компания и что директор налогоплательщика это знал?

Допрашивает директора и бухгалтера налогоплательщика и контрагентов, чтобы выяснить, как заключался и исполнялся договор (если исполнялся). Если допрашиваемые не смогут сказать ничего по существу и будут «плавать», для инспекции это сигнал, что договор был нарисован, а реальной работы с этим контрагентом не было.

Истребует и изучает документы по спорной операции. Это не только обычные первичные документы, но и переписка, заявки, протоколы совещаний, складские книги, журналы въезда и выезда, журналы выдачи пропусков и др.

Зачем изучать эти документы? Чтобы найти несоответствия. Например, у компании товар указан в штуках, а у контрагента в тоннах. Иногда бывают расхождения в реквизитах, нумерации.

К этому моменту инспектор, как правило, понимает, кто из контрагентов — недобросовестная компания и начинает «копать» в этом направлении. Требуется доказать недобросовестность или аффилированность. Как?

Устанавливает «пересечения» людей или имущества. Для этого налоговая получает информацию из ЕГРЮЛ, ЕГРН, смотрит налоговую отчетность, банковские счета, а также данные ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС, Роспатент, ЗАГСов. Она ищет людей, адреса, сайты, сотрудников, общих для налогоплательщика и контрагента. Смотрит также, кто представляет комании в судах. О, представитель один и тот же у разных компаний? Подозрительно.

Далее — допросы сотрудников контрагента. Практика показывает, что они и не знают, что работают у контрагента, а не в основной компании. А если и знают, что на допросах говорят, что все указания даёт директор налогоплательщика.

Интересно и с имуществом. Обычно оно продано аффилированной компании, а налогоплательщик её арендует и использует в работе. Но как аффилированная компания покупала это имущество, ведь у неё своих денег по сути нет. Просто — собственник основной компании дал займ, на него-то дочерняя компания и приобрела активы. Налоговая посмотрит, проходил ли платёж на безналу. Нет? Странно. А займ потом возвращался? Тоже нет? Ещё более странно.

Цитирую методические рекомендации:

сделка являлась мнимой без целей получения какого-либо экономического эффекта, его перемещения в пространстве не было, оставался неизменным персонал, его обслуживающий. Доказав факт фиктивности сделки по реализации активов, с учетом анализа сведений о его использовании при оказании услуг для организации-налогоплательщика аффилированной организацией, легко констатировать факт осведомленности должностных лиц организации о фиктивности отношений с аффилированной организацией и нереальности затрат, отраженных в учете.

Вообще тема доказывания недобросовестности контрагента очень обширна. По этой теме будут и другие статьи, например, о банковских картах и печатях в офисе налогоплательщика.

Как инспекция доказывает нереальность сделки?

Если перевозился товар, то инспекция будет:

  • изучать договоры аренды склада, перевозки и т.д, чтобы доказать, что невозможно этим транспортом в эти сроки перевезти товар;
  • допрашивать водителей, перевозчиков и арендодателя, чтобы они дали показания «ничего не знаем»;
  • делать расчёты объёма товара с объемом склада и массы товара с грузоподъёмностью автомобиля.

Мне известен случай, когда компания заявила, что перевозила трубу определенной марки на обычной газели. Инспектору достаточно было найти в интернете фотографию такой же трубы и габариты газели, чтобы понять — труба в кузов просто не влезет.

Бывает, что компании «хранят» товары на складе, куда эти товары просто физически не поместятся. Подобные оплошности указывают инспекции, что товара в реальности не было.

Но доказать, что сделки с указанным контрагентом не было — это только часть дела. Другая часть — найти реального поставщика, либо доказать задвоение товара. В этом инспекции помогает сертификация, мониторинг рынка и анализ движения денег, осмотр помещений налогоплательщика:

Это возможно, например, путем анализа сертификатов на товар, где в обязательном порядке указывается производитель товара, путем запроса сертифицирующего органа с целью выяснения вопроса, кому из производителей товара выдавался сертификат (в случае если речь идет о такой категории товара, который подлежит обязательной сертификации, путем проведения мониторинга рынка аналогичных товаров, через отслеживание движения товара, а также движения денежных средств по всей цепочке контрагентов). Производители товара могут подтвердить (либо опровергнуть) реальность сертификатов, взаимоотношения либо отсутствие таковых с налогоплательщиком, а также возможный (либо невозможный) объем выпуска продукции у производителя. В ходе осмотра склада налогоплательщика также можно доказать, что реальной покупки товара у технической компании не было, т.к. данный товар в необходимом количестве отсутствует на складе.

А если не товары, а услуги? Как выяснить, кто их оказывал? Опять же инспекцию выручают допросы. Она допрашивает и заказчиков услуг (часто это строительство) и работников налогоплательщика.

Причём особенный интерес для инспекции представляют бывшие сотрудники компании, потому что у них нет никакого резона выгораживать компанию. А уж если уход сотрудника сопровождался ссорой с работодателем, то для инспекции это настоящий подарок.

Инспекция будет выяснять:

  • кто конкретно выполнял работы и кто их контролировал;
  • знал ли руководитель компании о реальных исполнителях работ и чем это подтверждается. Например, проведением планерок, на которых обсуждались вопросы выполнения работ, постановкой конкретных задач, обсуждением проблем исполнения, шла ли речь о выполнении работ субподрядными организациями, включая спорного контрагента.

А кто был допущен на объект? Были ли допуски у сотрудников спорного контрагента или только у работников налогоплательщика? Инспекция все это проверит, посмотрит и допуски и журналы инструктажа и на кого выписывались пропуска.

Если речь идёт о поставке материалов, то инспекция допросит сотрудника, который этот материал принимал: был ли товар в реальности? Кем привозился? Куда перемещался? Контролировал ли руководитель процесс?

Если товар был, то инспекция отыщет сотрудников, которые его приобретали. Это просто — надо понять, кому выдавались под отчёт большие суммы денег. Этот сотрудник покупал материалы за наличность, вот его-то и надо допросить.

Выводы

Налоговая инспекция всегда будет стремиться доказать, что налог неуплачен умышленно. Так она получается возможность оштрафовать компанию на 40% от суммы неуплаченного налога.

Инспекции надо доказать три факта: аффилированность или недобросовестность контрагента, факт того, что директор налогоплательщика знал о об этом и что сделка нереальна (то есть она или вообще не осуществлялась или осуществлялась силами некой другой компании).

Доказывая умысел, инспекция проводит большой комплекс мероприятий: допрашивает сотрудников проверяемой компании и контрагентов, собирает по базам данных информацию о сотрудниках и имуществе фирм, анализирует сопутствующие документы, делает расчёты.

____________________________________

С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.

Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.

Все мои каналы, где я буду рад вас видеть: Телеграм, VC.ru, Одноклассники, ВКонтакте, Дзен.

Начать дискуссию