Выездная налоговая проверка - драма или комедия?

Процесс уплаты налогов и взаимодействие с инспекторами напоминает классическое литературное произведение: есть главный герой и главный злодей, у каждого из них – последователи и противники, которые своим появлением могут придать сюжету совершенно неожиданные повороты. В этом ключе выездная проверка может стать как завязкой, так и кульминацией произведения. Что получится в итоге – драма или комедия, будет зависеть от добросовестности и предварительной подготовки налогоплательщика.

На своевременной и полной уплате налогов отношения бизнеса и государства не заканчиваются: инспекторы должны убедиться, что компании всё сделали по закону. Проверка – обязательная часть работы ФНС. Оценивать деятельность предприятий разрешено раз в три года. О камеральной проверке, как правило, не предупреждают: плановое исследование происходит удаленно, при необходимости запрашивают дополнительные документы. А вот визит проверяющих в офис может быть показателем того, что организацию подозревают в использовании сомнительных схем. Итогом может стать уголовное дело, крупный штраф или доначисление налога, что может привести к банкротству фирмы. Минимизировать вероятные риски можно, если подготовиться к проверке заблаговременно:

  • Найти контакты налогового адвоката

Опытный юрист – первый помощник при выездной проверке. Он подскажет, как уберечься от ошибок. Ещё до визита инспекторов адвокат поможет составить план действий, изучить документы, выработать стратегию в соответствии с потенциальными рисками. Юрист сможет присутствовать при работе проверяющих, будет на связи для консультации. К тому же, при его участии инспекторы смогут допрашивать сотрудников организации.

  • Назначить ответственного за сопровождение проверок

В отличие от главного бухгалтера, который следит за оформлением документов в соответствии с требованиями законов, «налоговый координатор» поможет предоставить дополнительные бумаги по первому требованию инспекторов: это могут быть данные из отдела продаж, закупок, технических служб. К тому же, подготовленный специалист будет в курсе всех запросов от ФНС и решений по проверкам. Это поможет избежать задвоения ответов и подготовки излишних данных, не нужных для конкретной проверки.

  • Быть на связи с контрагентами

Постоянный контакт с компаниями, которые могут стать причиной визита налоговой, поможет скоординировать действия и подготовиться к проверке. Например, узнать, проверяли ли партнёров раньше, какие вопросы задавали и какие ответы давали контрагенты. Информация, поступающая в ФНС, должны быть идентичной, чтобы исключить нестыковки и пробелы.

  • Ввести правила информационной гигиены для коллектива

Чтобы в экстренном порядке не переучивать сотрудников, разумнее заранее обсудить порядок действий. В документах, которые могут понадобиться проверяющим, не должно быть лишних пометок, замечаний или наклеек с пояснениями. На рабочем столе и в памяти компьютера не должно быть файлов с сомнительными названиями. Кроме того, сотрудники должны знать – самостоятельно отвечать на вопросы посторонних о рабочем процессе они не должны. Всё общение – с ведома руководителя и в присутствии юриста компании.

  • Предусмотреть помещение для проверяющих

По закону, проверка налоговой может занять от двух месяцев до полугода. Чтобы не рассаживать инспекторов по кабинетам сотрудников, лучше предусмотреть для этих целей отдельный угол. Преимуществ несколько – во-первых, это упорядочит работу визитеров и в определенном смысле облегчит их труд. Во-вторых, проверяющие не будут отвлекать коллектив от работы своим присутствием, и к тому же, не смогут в непринужденной обстановке задавать вопросы, ответы на которые при неправильном истолковании навредят компании.

  • Освоить информационные сервисы

Если у вас – крупное предприятие, а не малый бизнес, узнать о планируемых выездах инспекторов можно на сайте Единого реестра проверок Генпрокуратуры РФ (https://proverki.gov.ru/portal). Достаточно ввести ИНН, ОГРН или название организации, чтобы выяснить, есть ли данные о возможных проверках. Это позволит привести в порядок незавершенные дела, составить предварительный план действий и выполнить в полном объеме перечисленные выше пункты списка.

Важно!

Налогоплательщик НЕ обязан давать налоговикам доступ к своим электронным базам. Все отдавайте на бумаге в распечатанном виде из электронных баз

Предоставляйте документов ровно столько и за тот период как просят. Принцип, чем больше документов, тем лучше в случае проверки не работает.

Будьте бдительны, следите за сотрудниками, они всегда хотят рассказать больше чем их спрашивают, или вообще просто поболтать с инспектором в курилке.

33
Начать дискуссию