Простым языком об алгоритмах рекомендательных

Алгоритмы социальных сетей, почти за два десятилетия со времени появления в России, научились не только находить старых друзей и соседей по двору, но и любовно подбирать контент для каждого уникального пользователя. Всё благодаря рекомендательным технологиям: определенный порядок действий помогает вычислить, на какие публикации чаще всего реагирует пользователь, в какое время суток читает новости или изучает страницы с рецептами. Собранные воедино паззлы показывают картину мира конкретного гостя. Чем достовернее она, тем больше времени «клиент» посвящает сайту или приложению, что в конечном итоге приносит выгоду владельцу.

Похожая ситуация складывается с поисковыми и развлекательными сервисами. Они могут знать, что именно нужно их посетителю и без дополнительных параметров ввода. Стоит только сказать коллеге, что пора покупать новую кружку в офис, как тут же невидимые маркетологи показывают чайные сервизы и кофейные пары. Кто-то называет это совпадением, кто-то – волшебством. Но иллюзий быть не может: бизнес быстрее других научился пользоваться современными технологиями по максимуму.

До сих пор в России не было чётких правил в части использования алгоритмов по изучению предпочтений аудитории.

С 1 октября в Федеральном Законе «Об информации» появилось дополнение: компании должны не просто сообщить, что они применяют рекомендательные технологии, но и рассказать, как именно. Авторы законодательной инициативы уверены, что такие меры позволят защитить права граждан РФ и избежать нарушения законодательства.

Объясняю, на что влияют поправки, если вы:

  • Обычный интернет-пользователь

Теперь вы будете чаще встречать в сети приписку «мы используем рекомендательные технологии». Конкретно для вас это будет означать, что сервис внимательно следит за каждым вашим шагом и делает определенные выводы. Если интересно, можете даже изучить, как именно следят за вами.

  • Блогеры и лидеры мнений

Вы можете выдохнуть: никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. За вас всё должен сделать онлайн-сервис. Поправки не касаются распространяемого контента, не учитывают количество подписчиков и их активность относительно вашей деятельности.

  • Руководитель агрегатора по подбору билетов или доставке еды

Если в вашей деятельности нет хитрых схем, а желания клиента вы угадывайте исключительно по его конкретным запросам, то нововведения в закон – не про вас. Их цель – прекратить неконтролируемый и непрозрачный сбор данных о людях.

  • Ответственные за ведомственные сайты

На операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления поправки не распространяются.

  • Владелец социальной сети или маркетплейса

На вас ложится основная нагрузка: вы должны позаботиться о том, чтобы посетители сразу знали, что здесь используют рекомендательные технологии. Выбор страницы, где появится информация, - за вами. Учитывайте, что доступ к алгоритмам не может предполагать дополнительных действий типа регистрации. Если проигнорировать требование, Роскомнадзор будет вправе заблокировать ваш ресурс полностью.

44
Начать дискуссию