Синдром самозванца

Его испытывает абсолютное большинство работающих людей. Исследования говорят, что женщины ему подверженны чаще.

Есть так называемые 4П синдрома самозванца:

🔘перфекционизм: я должен сделать всё идеально!

🔘прокрастинация: идеально всё равно не сделаю, лучше и не начинать!

🔘паралич воли: аааа, я никогда с этим не справлюсь!

🔘попытка всем угодить: я должен им нравиться!

В разные периоды жизни на разных позициях я ловила себя на тревожных сомнениях в своих компетенциях. Кстати, часто это здоровое чувство, что ты чего-то не знаешь, и если подойти к этому вопросу рационально, то можно даже поумнеть 😉

Но если по знаниям/навыкам/опыту задачка под силу, а внутренний критик всё равно зудит, тут не обойтись без более тонкой работы.

Мне однажды терапевт на мою жалобу сказала: «Раз вас позвали заняться этой работой, вы, получается, уже не самозванец. Не вы себя назначили, вас оценили и пригласили».

Удивительным образом полегчало. Подумайте так о своей ситуации, фраза заряжена на успех! 😜

Но шутки в сторону. Если этот синдром вовремя не обнаружить, то он будет маленькой чёрной дырой засасывать вашу энергию, что через какое-то время действительно начнёт влиять на результат. Такое самосбывающееся пророчество. 🧙‍♂

Поэтому лучше всего работать на профилактику и устранение, причём как у себя, так и у сотрудников:

✔ Подводите итоги дня/недели/месяца, тщательно записывая все факты: что сделали, какой эффект это дало;

✔ Проговаривайте ожидания и цели как можно конкретнее, как от сотрудников, так и с руководителем от своей работы.

Я обычно делаю доски в формате OKR, на которых удобно отслеживать прогресс. Доску для себя тоже веду;

✔ Если чувствуете, что тревога и навязчивые мысли не дают сосредоточиться, прочитайте про то, как с этим справиться, а если не полегчало, то не стесняйтесь обратиться к психотерапевту;

✔ Выпишите минимум 100 своих сильных качеств и достижений, включая поедание на скорость сосисок в тесте в школьной столовой.

Упражнение гораздо сложнее, чем кажется, но эффект гарантирован.

✔ Отмечайте заслуги сотрудников на 1-1 и запрашивайте обратную связь на себя.

В одном из моих подразделений эта культура так прижилась, что сотрудники регулярно дают мне обратную связь, даже если я не прошу.

Это очень настоящая и честная штука. Наш мозг привык всё усложнять и рисовать страшные последствия, а на деле всё гораздо проще. И обратная связь от вашего окружения будет вам опорой.

А вообще, важно помнить, жизнь это не равно работа. И вы это не только ваша работа. Можете мне поверить не сразу, особенно те, кто привык самоопределяться через результаты своей деятельности. Но перечитайте ещё раз, а лучше напишите от руки и повесьте себе напоминание: Я не равно моя работа. Жизнь не равно работа.

Жизнь гораздо богаче и разнообразнее. Кстати, чем займетесь сегодня вечером?

Начать дискуссию