Личный бренд на международном рынке: личный опыт первых шагов

Как с нуля строить личный бренд на международном рынке и нарабатывать свой социальный капитал? Это «задача со звездочкой» даже тогда, когда за плечами успешный опыт в нескольких русскоговорящих странах. О том, что я делаю и как я выстраиваю новый профессиональный путь, а также о своих первых результатах я рассказываю в этой статье.

Личный бренд на международном рынке: личный опыт первых шагов

Год назад мы переехали жить в Бразилию и с этого момента моя профессиональная жизнь очень изменилась. Этот переезд стал для меня и непростым испытанием из-за необходимости адаптации к совершенно новым условиям и одновременно огромной возможностью. Я всегда хотела работать на международном рынке, но, даже посещая регулярно мероприятия за рубежом и имея иностранных партнеров, я оставалась в своем мышлении ограничена пределами России и русского мира.

После переезда у меня был выбор: оставаться в зоне комфорта и работать только на привычных рынках России и Центральной Азии или попробовать выйти за пределы и начать развитие и работу на других языках, английском и португальском. Мы решили попробовать и последние шесть месяцев изменили полностью мою профессиональную жизнь и идентификацию.

Прошлый опыт

Я всю жизнь работаю в сфере В2В и последние 10 лет являюсь профессиональным консультантом. В своей узкой нише HR-консалтинга я была вполне успешным и сложившимся профессионалом. У меня был сформирован личный бренд и накоплен большой социальный капитал.

Некоторые факты обо мне:

🔹 Мы построили консалтинговый бизнес на личном бренде работая с ведущими компаниями России и Центральной Азии такими как Сбербанк, МВидео, Билайн, Теле2, Авито, Nokian Tyres и многими другими

🔹 Я преподаватель со стажем более 10 лет в разных вузах и институциях: от НИУ-ВШЭ до Eduson, от Universal University до Westminster International University Tashkent

Я входила в жюри разных премий: от Серебряного меркурия и People Investor до Russian Hospitality Award и международной HR-премии EMBRAS

Меня рекомендовали клиенты, мы жили на входящих заказах, объездили всю Россию. В общем, накопленная экспертиза, узнаваемость, отличная репутация в узкой профессиональной сфере и хорошие отношения с клиентами были нашими активами.

После нашего переезда в Центральную Азию мы сохранили значимую часть достижений и при этом расширили географию клиентов. За 1,5 года жизни в Узбекистане мы объездили все страны Центральной Азии, погрузились в ее культуру и нежно любим этот регион. Но при этом мы оставались в комфортном для нас русскоязычном пространстве.

Покидая зону комфорта

Переезд на другую половину земного шара был осознанным шагом: мы ехали рожать третьего ребенка. Само по себе перемещение на такое расстояние с двумя детьми в моем «недетском возрасте» (мне 47 лет) это «задача со звездочкой». Добавьте к этом роды и жизнь с младенцем, другой часовой пояс при сохранении клиентов и проектов в России и Центральной Азии, а также - это тоже непросто – языковую адаптацию. Португальский мы учили с нуля.

Да, у нас была (и есть) мощная мотивация. Мы понимаем зачем и почему пошли на этот шаг. И ни разу не пожалели. Особенно о выборе страны: маркетолог в прошлом и настоящем я могу сказать, что мы выбрали самую успешную и стабильно развивающуюся страну Латинской Америки с большим внутренним рынком, большим (более 200 миллионов) населением, бесплатной медициной и образованием. Проведя анализ рынка с точки зрения индустрий, потенциальных клиентов, развитости рынка профессиональных услуг мы поняли, что тут тоже есть шансы на работу. Изучив экосистему поддержки стартапов и уровень диджитализации местной экономики (он очень высокий), большие связи с США и интерес к Бразилии со стороны многих стран мы приняли решение оставаться здесь.

Кроме того, мы понимаем, что это отличный плацдарм для того, чтобы реализовать свою мечту: начать работать на международном рынке с клиентами из разных стран, работать на других языках и развивать свой бизнес уже на нескольких континентах.

Но для этого нужно сделать две важные вещи: построить личный бренд в новых целевых аудиториях и наработать практически с нуля свой социальный капитал максимально быстро.

Шесть месяцев назад я приступила к решению этой непростой, но интересной задачи.

Что я делала: мои первые шесть месяцев

Работа с личным брендом и накоплением социального капитала - это длительный процесс. На рынке России я работала более 20 лет, в Центральной Азии – шесть лет. А вот за рубежом меня практически никто не знал. Но это не остановило меня.

Я люблю рефлексировать и делиться своим опытом. И решила рассказать (и подвести промежуточные итоги) этих шести месяцев. Из моего опыта первые «ростки» ваших инвестиций в личный бренд появляются -примерно через год, первые «плоды» - через 2-3 года, зато через 5-7 лет у вас будет плодоносящий сад.

Конечно, условием этого является системная и продуманная работа, последовательность и настойчивость. Именно через маленькие шаги, но постоянные, ежедневные вы приходите к таким результатам.

Мне помогает хорошее понимание технологии работы с личным брендом. Я начинала карьеру в маркетинге, работала с коммерческим брендом компании. Потом мы стали одними из ведущих экспертов в России и СНГ по работе с брендом работодателя. А вот в тему личного бренда я пришла случайно. Мои коллеги из НИУ-ВШЭ несколько лет назад попросили прочитать студентам курс «Личный бренд и социальный капитал». Пришлось погрузить в эту сферу, изучить технологии и подходы, лучшие практики. А затем применить это к себе.

Все это я опробовала еще в России. Поэтому у меня был и опыт репозиционирования при релокации в Узбекистан. А сейчас третий этап – новая цель, новое позиционирование и новая стратегия.

Что получилось за 6 месяцев

Мои результаты пока не такие огромные, так что назвать это «успешным успехом» я не могу. Но может быть поэтому мне и захотелось поделиться этим. Ведь этот путь повторить может каждый.

Самое приятное: мне не пришлось полностью «обнулять» прошлый опыт. Как раз удалось логично встроить его в новую жизнь и новые цели.

Что же я делала:

✅Первое и главное. Я «подняла» и стала развивать свою страницу в LinkedIn. После блокировки в РФ я не заходила и никак не активничала в этой соцсети. Зато сейчас – это моя основная сеть для развития, продвижения, получения информации и профессиональных контактов.

Вот некоторая статистика:

- За полгода количество Impressions (т.е. контактов с моим контентом) выросло на 436%, при этом рост стабильный – за последний месяц он составил – 24,8%

- Количество вовлеченных пользователей выросло на 514% за полгода и на 19.5% за прошлый месяц

- Сейчас у меня 9960 фолловеров в сети, и если раньше я сама набирала контакты, то сейчас я регулярно получаю входящие запросы. При этом это полностью релевантная аудитория: СЕО и HR

Запуск подкаста

Я запустила свой подкаст Happy@Work на английском языке. Точнее сначала на русском, потом на английском, а недавно добавила еще эпизоды на португальском. Так что это трехязычный канал.

Пока цифры более чем скромные, но я вижу, как постепенно растет число просмотров.

При этом подкаст стал «рычагом» для роста аудитории в LinkedIn и расширению моей сети контактов по всему миру: Африка, Европа, Азия, Латам и США. Представители более чем 15 стран уже побывали у меня в гостях.

Разделение каналов

Я использую разные каналы коммуникаций для разных аудиторий. У меня есть каналы для русскоязычной аудитории: ТГ и Фейсбук, а также блог на личном сайте и на платформах типа VC, Adpass и E-xecutive.

Для англоязычного пространства я использую LinkedIn и Instagram (второй оказался неожиданно популярным в бизнес-среде Бразилии). Плюс также английская версия моего блога и скоро запускаем блог на Medium

Рассылки

Мы начали собирать свою базу контактов HR. На русском языке она содержит более 3000 контактов (неожиданно хорошо растет, раскрываемость рассылок тоже хорошая). А вот международную базу только начинаем собирать: за полгода собрали без вложений около 300 релевантных контактов. Это наш важный фокус на следующие полгода.

Выход на локальные сообщества

Я активно искала разные профессиональные сообщества. Сейчас у меня стратегия развития и поддержания контактов с HR-ассоциациями в разных странах. Я уже знаю коллег из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Армении, Грузии, Эстонии.

Я вошла в международное сообщество EB Space для специалистов в области работы с брендом работодателя по приглашению моего коллеги из США.

Отдельной задачей теперь взаимодействие с HR-сообществами Бразилии. Во-первых, я стала частью локального HR-сообщества Oxente, RH, активного на севере Бразилии, где мы сейчас живем.

В перспективе планирую вступление в HR-ассоциацию в Сан-Пауло и еще в пару организаций, которые активны именно в этой бизнес-столице и богатых южных штатах.

Мероприятия

Личный бренд на международном рынке: личный опыт первых шагов

Из-за рождения малыша я практически нигде не бывала. Но за последний месяц мне удалось посетить несколько событий. Да и уровень португальского уже позволяет мне участвовать: понимать контент и общаться в кулуарах.

На ближайшие две неделе в планах у меня посещение еще трех мероприятий, есть также планы на осень. Теперь это один из форматов, который для меня доступен и интересен.

Кроме того, на днях мне предстоит первое выступление на португальском языке на крупнейшем HR-событии Бразилии: выставке ConaRH. Как говорится, «держим пальцы».

А еще я стала ментором большого сообщества, работающего в 4 странах африканского континента, включая Кению и Танзанию. Неожиданно оказалось, что развивающийся рынок этих стран немного похож по трендам на Центральную Азию. И мне стало интересно общаться и развивать контакты с коллегами и с этого континента.

Личный бренд на международном рынке: личный опыт первых шагов

Это первые результаты. Уверена, что достичь этого может каждый, кто хочет выйти за пределы «русского мира» и готов покорять «открытый космос» - международное пространство.

Для того, чтобы сделать свое развитие более сфокусированным и быстрым я запустила небольшую группу. Для тех, кто сейчас имеет такие же задачи. Там я не только передаю свой опыт, но мы обмениваемся идеями, даем обратную связь. И такой формат помогает мне двигаться вперед. Если вдруг тема для вас актуальна, можно еще успеть присоединиться в ближайшую неделю.

Для меня же сейчас время активного погружения в новый мир и поиск способов ускоренного развития в нем. Я сейчас активно "работаю на свою зачетку".

Пожелайте удачи и делитесь вашими лайфхаками и идеями. Я постоянно изучаю разный опыт и быстро опробую это для себя и своего бизнеса.

Начать дискуссию