Как перестать заблуждаться на свой счет?

Заметка для тех, кто хочет протрезветь

Друзья, всем привет!
Меня зовут Денис. Я долгое время работал в разных больших компаниях. Продавал рекламу в Google. Строил e-commerce Mars. Развивал «Додо Пиццу» в России и на других рынках.

Большую часть этого пути у меня всё получалось. Карьера пёрла. Были результаты. В итоге мне начало казаться, что я очень умный и талантливый.
В 2022 году я ушел из «Додо» и начал делать свой стартап. Получаться стало намного хуже.

Всё новое, сложное. Ресурсов нет. Большой компании за спиной нет. Начальника за спиной нет. Задачи теперь на самом деле нужно придумывать себе самому.

При этом у всех всё получается. Стартапы прут. Раунды поднимаются. И вот начинаешь думать: почему все такие умные и что со мной не так?

В общем, хочу начать делиться тем, что происходит. Прям жиза. Как инвесторы сыпят терминами, которые я никогда не слышал, как неделя за неделей продажи по нулям, как деньги на счету заканчиваются, ну и всё в этом роде.

Надеюсь будет интересно. Буду делиться этим в своём Telegram-канале, подписывайтесь, кстати. Ради эксперимента решил один из первых постов запустить тут, посмотрим, что это даст в плане подписчиков.

Выступаю на съезде партнеров Додо Пицца. 2017 год, Самара.
Выступаю на съезде партнеров Додо Пицца. 2017 год, Самара.

Вернёмся к заблуждениям

Я всегда думал, что умею продавать.

Иногда даже казалось, что я лучший продавец. Могу продать все что угодно — только дайте. Прямо божественный дар какой-то!

Периодически случались эпизоды, которые намекали что возможно это заблуждение...

Например, коллеги не верили в проекты, которые я предлагал. Возможно, я плохо продавал? Ленился сделать классную презентацию и продумать детали? Нет-нет, просто они не понимают мои прекрасные визионерские идеи.

Брат поверил в мой божественный дар продавца и предложил помочь с продажами в его стартапе. Я сделал примерно ноль продаж. Плохо продавал? Не погрузился в специфику? Нет-нет, просто продукт не мой)

В общем, психика всегда быстро находила объяснение, и я продолжал верить в свой талант!

Теперь, продавая не суперклассный продукт большой компании, а свой собственный продукт, который «я слепила из того, что было», заблуждения быстро рассеялись.

За четыре месяца после запуска я смог продать на целых 1389 евро и заключить буквально десяток сделок. Это конечно не так плохо, многие стартапы в первый год вообще выручки не видят. Но по крайней мере я теперь точно знаю, как сильно я заблуждался на свой счёт.

Работая в больших компаниях, я присваивал себе их заслуги и силу. Клиенты покупали продукт этих компаний, а не мои таланты. Люди хотели общаться не со мной, а с компанией и брендом, который стоит за моей спиной. Да, наверное, какую-то роль и в их интересе мог играть и я тоже. Но важно не переоценивать эту роль.

Оказавшись в стартапе быстро понимаешь это. Уже никто не хочет с тобой общаться. Люди игнорируют твои письма. Инвесторы хотят заоблачных результатов, до которых вообще непонятно как добраться. Все становится более сложным, холодным, суровым. Каждый шаг теперь за десять.

2828
16 комментариев

Денис, спасибо за такой честный и очень адекватный материал. Сегодня это стало большой редкостью. Вместо нечестной и пафосной «мишуры» - реальный и жизненный опыт, «как есть».

5
Ответить

Дана, спасибо за поддержку!

Ответить

А теперь вы пытаетесь продать нам свой телеграм-канал (( Ну его нафиг

3
Ответить

блин, глупо вышло

Ответить

Прочитал. Ну не так все уж сурово. У нас первый год со скрипом шло вообще, второй легче уже. Появляется какая-то узнаваемость. Поэтому как говорит Фёдор, «Степ бай степ» :)

2
Ответить

по китайски степ бай степ будет "ибу ибу"

1
Ответить

Бывает у людей из сильных брендов, в том числе, государств эффект отождествления себя и заслуг работодателя:)
Со стороны видно, конечно, что это "мы пахали: я и трактор".
И да - отлично лечится сменой форматов работы, личным бизнесом или здоровой самооценкой.
Но есть ведь и люди, создающие и развивающие большие бренды, в том числе, с нуля. Возможно, Вы из них.

1
Ответить