ЛИДЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ 2.0.

Канал "Как учат у них" начинался как рассказ об опыте моего обучения в The University of Manchester в магистратуре Educational Leadership in Practice. Я писал, что лидер в образовании это тот, кто своими действиями (репликой, предложением, действием и т.д.) повлиял на итоговый результат при решении какой-либо задачи. Программа магистратуры строилась вокруг моделей образовательного лидерства, описывающих внутреннюю культуру в школе.

За это время я побывал академическим директором двух школ и мне есть, чем обогатить материал своей магистратуры :). Главный вывод тот же: лидерство в образовании значительно отличается от лидерства в бизнесе. Каковы отличия?

1. Целеполагание. Тут два варианта: либо ему не особенно уделяется внимание и тогда главное - внешняя красивая картинка. Либо оно находится не в рациональной плоскости - не будем продолжать. Понятных и прозрачных целей, процессов и метрик, а главное, принятия решений именно на их основе в образовании не хватает катастрофически.

2. Мышление. В образовании у многих взрослых людей распространены детские паттерны поведения. Вспоминая Эрика Бёрна надо признать, что в этом есть своя логика: так обеспечивается гармоничное взаимодействие с учениками-детьми. Однако, развивая эту линию, классическое рабочее взаимодействие из позиции “взрослого”, принятое в деловой среде, в школах зачастую не работает. Что может проявляется в бесконечных обидах, жалобах, спорах ради споров, эмоциях вместо рациональности, неумении конструктивно воспринимать критику и принимать отказы.

Взаимодействуя с человеком в состоянии “ребёнка”, ты сам должен стать “ребёнком”, либо “родителем”. Из позиции “взрослого” же, как и писал Бёрн, получаешь конфликт. Вот и получается весьма специфическая (при этом - обеспечивающая обучение детей) внутренняя культура в большинстве школ. При этом успешные управленцы в образовании - это те, кто как раз сумели внутренне вырасти до взрослых. На эту тему есть неплохая книга - “Мышление лидера”.

3. Навыки управления. В школах не очень много менеджерских позиций, и это ограничивает линейный рост. Плюс, сложившиеся управленческие практики бывают неэффективными и неэтичными, что, в сочетании с пунктами 1 и 2, способно сформировать весьма специфического лидера. Возникает сложность с примером, на котором можно познать азы управления.

Эту проблему каждый решает по-разному: книги, обучающие программы для управленцев в образовании, самообучение с многими наломанными дровами, наставники. Мне повезло и я встретил своего человека - Женю Ржевскую, которая ведёт канал “Искусство управлять”. За пару месяцев вместе с Женей я когда-то узнал об управлении больше, чем за пару лет - моя рекомендация.

Любой лидер этот тот, кто сочетает в себе несколько важнейших компетенций:
1) Содержательную - знание сути вопроса
2) Стратегическое видение
3) Ответственность за результат и готовность брать её на себя
4) Способность собирать команду
5) Управление командой

Про них как-нибудь ещё расскажу. А вы как считаете, велики ли отличия лидеров в образовании от лидеров в других сферах?

Начать дискуссию