Как проходят выпускные школьные экзамены в международных образовательных системах

Как проходят выпускные школьные экзамены в международных образовательных системах

Зарубежные образовательные системы гибко подходят к формату сдачи выпускных школьных экзаменов. Можно выделить несколько общих черт:

Разделение экзамена на несколько частей. Как правило, экзамен делится на 2-4 части (Paper 1, 2 …), которые могут касаться разных частей курса и/или содержать задания различного формата. Разные части могут иметь разный вес в общей отметке по предмету.

Выбор раздела курса, который далее будет проверен на экзамене. Поскольку зарубежный подход к преподаванию школьных предметов предлагает высокую вариативность, можно выбрать часть курса, которую будешь сдавать - например, в географии выбрать тему “Водные ресурсы”, и не выбирать (не учить) “Стихийные бедствия”. Это допустимо потому, что зарубежные экзамены проверяют по большей части soft skills (об этом расскажу завтра), а их невозможно вызубрить.

О том, как строятся школьные курсы в зарубежной традиции, я готовлю статью для “Учительской газеты”, напишу и здесь.

Предсказание результата - predicted grades. На основании результатов учёбы, работ школьника, а также mock exams (пробные экзамены) преподаватель прогнозирует результат на реальном экзамене. Эта процедура крайне важна для поступления - ведь в университеты отправляются именно эти отметки.

Да, всё именно так - школьники часто поступают в университеты по предсказанным, а не реальным результатам. А вот когда ближе к началу учёбы приходят реальные результаты экзаменов, в случае сильных расхождений университет легко может отчислить уже принятого студента.

Плюс, сильное расхождение прогноза и реальности вызывает вопрос со стороны организаций, лицензирующих экзамен - и школы стремятся очень ответственно предсказывать результат.

Допуск частных компаний к составлению экзаменационных заданий. Например, в Великобритании существует аж шесть (!) версий выпускного экзамена A-level, каждая из которых составляется частной организацией (exam board). И, школы вольны выбирать, экзамен от какого из бордов будут сдавать ученики. Это и есть та самая аккредитация, о которой я писал выше - выбрав борд, школа обязана соблюдать его требования. Разумеется, при этом содержание экзаменов совпадает процентов на 80, поскольку регулируется национальным стандартом.

Проверка экзаменов на уровне школы. Существует не во всех, но во многих системах, как минимум для отдельных частей экзамена. Здесь, вместе с predicted grades возникает вопрос - а как избежать злоупотреблений? Для этого существует выборочная проверка на уровне лицензирующей организации, когда каждый год изымается примерно 10% работ для перепроверки экспертами. И, если есть сильные расхождения - школа рискует потерять аккредитацию (а значит, и репутацию), вслед за чем ученики из этой школы на долгое время не смогут претендовать на места в топовых вузах - в достоверность их результатов просто не будут верить.

Дополнительные предметы. Они могут быть разнообразны - полевые или экспериментальные работы, по итогам которых пишется что-то вроде курсовой и которые могут составлять до 25% общей оценки за экзамен. В системе международного бакалавриата (IB) есть три дополнительные предмета - Extended Essay (исследовательский проект), Creativity, Activity, Service (проект служения обществу), Theory of Knowlegde (теория познания).

В некоторых системах, как в IB, есть общая сводная отметка по итогам сдачи всех экзаменов и дополнительных предметов - например, максимум 45 баллов суммарно. Этого подхода сейчас стали придерживаться и многие российские вузы.

Проверка преимущественно soft skills. Экзамены часто оцениваются по нескольким критериям, большинство из которых (до 80% общего веса итоговой отметки) оценивают уровень владения мягкими навыками. Поэтому, не столь важно, на каком фактологическом материале их проверять.

🔜 Скоро вам расскажу о том, как идут дела в университете Манчестера - давно не писал об этом. А потом вернусь к теме оценивания и расскажу про диагностику soft skills. Читайте об этом в канале «Как учат у них».

1 комментарий

Как я рад, что сдал все выпускные экзамены много лет назад и не нужно переживать все это еще раз

1