Закон о рекламе 2023. Нужна ли графическим дизайнерам маркировка?

Хочу разобрать тему Маркировка рекламы, которая грозовой тучей паники нависла над всем дизайн-сообществом (да и не только дизайн).

Сразу оговорюсь, что я не юрист и не правовед. И то, что я буду говорить в этой статье - это мое личное мнение по теме. Такое, которое сложилось в процессе изучения мат.части.

И оно может отличаться от того, что имел в виду законодатель и того, как реально будут применять этот закон и штрафы.

Итак, что за поправки к закону, маркировка и всеобщая паника?

Предыстория.

В сентябре 22 года были приняты поправки в закон о рекламе, который обязал всех рекламодателей маркировать свои рекламные объявления, которые они публикуют в Интернете.

Тогда это была просто норма, без каких-либо штрафов за неисполнение и все благополучно забили на эту тему болт!

Но, тут как гром среди ясного неба (для тех, кто любит класть на все болт) в июне приняли поправки в Кодекс об административных нарушениях, где ввели штрафы за неисполнение вышеобозначенных поправок к закону о рекламе.

Штрафы эти вступают в силу не далее, как сегодня - 1 сентября 2023 года. Таким образом законодатель поздравляем нас с Днем знаний.

Теперь переходим к основной части марлезонского балета и поговорим о том «кто виноват и что делать».

Начнем с терминологии.

Что такое вообще реклама, в том смысле, который попадает под действие закона.

Это любая информация в виде рекламного креатива (например, статья со ссылкой, баннер, видеоролик и т.д.) который вы размещаете в интернете, в том числе в соц.сетях и тг-каналах, и где призываете пользователя выполнить какие-либо действия в пользу кого-либо, либо чего-либо. это может быть подписка, покупка, заказ, и любые другие целевые действия.

Причем даже в формате: обратите внимание на мой аккаунт, я делаю классные карточки для маркетплейсов - это будет реклама.

Подпишитесь, на этого дизайнера, напишите кодовое слово, он сделает вам скидку - это тоже будет реклама.

Т.е. когда вы даете человеку мотивацию выполнить какое-то действие, это будет реклама. Потому тут цель – подтолкнуть человека к полезному действию для того, кто рекламируется.

Рекламодатель - человек (или организация), которая хочет разместить рекламу. В данном случае - это мы с вами.

Разместить ее можно разными способами:

Обратиться напрямую к рекламораспространителю — в данном случае это админ канала с рекламой, блогер, владельцу сайта или оператор рекламной системы (например Яндекс или ВК).Вы можете еще пойти к посреднику — в Рекламное агентство. Но думаю вряд ли кто-то из дизайнеров размещается через агентства. Поэтому данный вариант скорее диковинка.

Та самая маркировка – это специальный набор слов и сомволов, которые вы должны разместить на любом креативе.

Первое слово в маркировке – это слово «реклама». Именно так! Только реклама и никаких синонимов и аналогов.

Потом идет информация про рекламодателя — его название, ИНН или сайт, т.е. то, по чему его можно идентифицировать.

И в конце вы размещаете так называемый токен (набор специальных символов), который называется ERID.

Все информация должна быть читабельна! Размер, шрифт и цвет не регламентированы, но это все должно без труда читаться.

Где взять тот самый токен?

Для его получения нужно зарегистрировать ваш креатив в Едином реестре интернет-рекламы (далее ЕРИР) и передать туда информацию о рекламодателе (т.е. о вас).

Делается это через Оператора рекламных данных (ОРД).Что это? Это компания, которая взаимодействует с ЕРИР. И никто кроме ОРД не может направлять данные в ЕРИР.

Поэтому, если вы планируете размещать маркированную рекламу (и не нарушать закон), то первое, что вам нужно будет сделать - это зарегистрироваться в ОРД. Их несколько - загуглите. Сама я зарегистрировалась в ВК.Маркировку нужно размещать на креативе заранее!

Есть нюанс! Вы можете передать бремя регистрации рекламы рекламораспространителю (помните - админы каналов, блогеры и т.д.).

В этом случае они должны будут заморачиваться с маркировкой ваших креативов. Но я сомневаюсь, что владельцы пабликов будут заморачиваться такими объемами. Либо, если будут, это повлечет сильный рост цен на рекламу.

Но тут обязательным условием является подписание договора с соответствующими обязанностями.

Если вы все сделали правильно, то ваша маркировка будет выглядеть как:РЕКЛАМА ИП Иванов Иван Иванович ИНН такой то ERID такой то.

И теперь, каждый, кто увидит ваш креатив будет сразу знать кому он принадлежит. Требования закона выполнены, вы молодцы!

Выдохнули? А рано!

Когда месяц закончится, вам нужно будет отчитаться о статистике просмотров и рекламном бюджете на основании акта.

Т.е. снять показатели просмотров (запросить их у админа, блогера или любой площадки, где вы размещаетесь.

На это вам даётся 30 дней. Подавать сведения нужно будет за каждый месяц, в котором креатив был размещен. Даже если он «висел» всего пару дней.

А если он висел пару недель, например с 20 сентября по 4 октября, то данные нужно будет предоставить и на 30 сентября и на 4 октября. Т.к. в рамках закона ваш креатив показывался в разные месяцы.

Поэтому обязательно предупредите площадку о необходимости удалить рекламный пост сразу после окончания срока размещения, чтобы вам не попасть на штрафы за неподанные данные.

Отчет по статистике вы закидываете в ОРД и он передает их в ЕРИР.Но это опять же в случае если вы получали токен сами. Если это делала рекламная площадка, то она и подает сведения. Т.е. кто сгенерировал токен, тот и отчитывается государству о том, каковы результаты рекламы.

И именно поэтому так важно заключать договор с рекламораспространителем, если вы хотите передать ему бремя маркировки. Потому что если он не передаст данные или еще где-то накосячит с маркировкой, то и штраф будет ему, а не вам.

Есть мнение, что токен не всегда является обязательным для саморекламы. Т.е. код маркировки не нужен. Но в ЕРИР возможность для маркировки саморекламы предусмотрена. ОРД также реализовали эту функцию — у них есть специальная форма «Самореклама». Поэтому тут не могу пока ничего утверждать.Не считается рекламой информирование вашей аудитории об ассортименте услуг, а также о собственных мероприятиях. Можно разместить на своей площадке без маркировки ссылку на собственный продукт или другой свой же сайт.

Какую рекламу в принципе надо маркировать:

Любую рекламу в интернете.

В нашем дизайн мире - это могут быть:

Объявления в таргетированной рекламе Вконтакте;

текстовые или текстово-графические блоки в пабликах и у блогеров;

видеоролики;

баннеры;

аудиозаписи;

подкасты;

сторис;

аудио- и/или видеотрансляции в прямом эфире;

кружки в телеграм-каналах;

арендные ссылки в seo-статьях

и любая иная рекламная информация, предназначенные для привлечения внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ

Про то, как будет регулироваться данный опрос в инстаграм и фейсбуке, так как они запрещены на территории РФ - я сказать не берусь.

Не нужно маркировать:

  • социальную рекламу;
  • email-рассылки своим клиентам;
  • push-уведомления;
  • сообщения об акциях и мероприятиях на своих ресурсах;
  • информирование о своих товарах/услугах.

Но учтите, что информация о собственных продуктах или акциях может быть признана рекламой, если она выделена и привлекает дополнительное внимание. Т.е. как-то отличается визуально от того, что вы обычно публикуете.

Много было разговоров о Бихансе в этом ключе. Я пока не могу однозначно сказать, как будут рассматривать правоприменители эту площадку. Но в любом случае для подстраховки, вы можете пока промаркировать свои кейсы без регистрации токена, т.е. в формате Реклама - Иванов Иван.Но и то, только в том случае, если у вас там есть призывы к действию типо «свяжитесь», «запишитесь», «закажите».

Если вы убираете призывы, а просто оставляете сторителлинг, то по идее это не будет считаться рекламой и можно вообще ничего не маркировать.

Теперь о том, как вообще будет выглядеть процесс на практике - ну как я себе его вижу.

Если дизайнер карточек. Он хочешь прорекламироваться в чате поставщиков.

С сегодняшнего дня уже нельзя будет просто написать админу, закинуть ему 500 рублей на карту и получить место в сетке.

Теперь все иначе и все будет строго официально.

Вы пишите админу:Добрый день. Я оказываю услуги дизайна и хочу разместить информацию об этом в вашем паблике.Можно? Можно.Сколько будет стоить? Столько то.

А провести креатив через маркировку рекламы можно через вас?

Тут скорее всего половина ответит что–то типо «а че это такое?».

Но мы представим, что все уже в курсе дела.

И вы слышите ответ - да.

Тогда говорите, что нам с вами надо оформить договор, где будет расписано, что я заказываю у вас размещение рекламы в таком-то паблике на такой-то срок за такую-то плату.Еще половина админов тут скажет - ой, я думал там все проще и сольется.

Но вы не сдавайтесь. Ищите адекватных, чтобы потом не платить штрафы (о размерах, кстати, скажу чуть дальше).

Короче, ваш админ соглашается.

Предоставляет вам свои данные для договора (где в том числе вы прописываете кто из вас будет заморачиваться с маркировкой). Подписываете договор.

Официально оплачиваете услуги размещения рекламы (на самозанятого, на ИП или на ООО). Это важно! Всё должно быть официально. Перевод денег за рекламные услуги на расчётный счёт ИП или на карту самозанятого. Никаких переводов с карты на карту.

И после всего этого вы начинаете процесс размещения рекламы.

Получаете токен (кто это делает прописано в договоре), оформляете его в креатив и запускаете рекламу.Как интегрировать токен к креатив:

Если в материале есть ссылка, то в нее.

Если ссылки нет, то на видное место на картинке или в текст (в начале текста!).

После того, как ваша реклама открутилась нужный срок вы смотрите статистику или запрашиваете ее у админа. Т.е. сколько было просмотров у вашего креатива. И эти данные передаете в ОРД (опять же передает тот, кто получат токен).

Хранить договор и данные о статистике по закону нужно хотя бы год. Но лучше три, т.к. это срок исковой давности.

Еще момент: если вы сделали креатив и просто его ресайзите под разные форматы (т.е. меняется только компоновка), то токен на каждый получать не нужно.Но если вы хоть что-то поменяли - цвет фона, добавили или убрали одно слово - все. Это уже другой креатив и надо снова получать на него токен.

И перед отправкой креатива на регистрацию убедитесь в отсутствии опечаток и ошибок. Удалить загруженный для получения erid креатив из ОРД невозможно.

И в целом помните, что если у вас с надзорным органом (в данном случае это РосКомНадзор) возникнет спорная ситуация реклама ваш креатив или не реклама - поверьте, РНК признает это рекламой. У государства свои задачи, когда дело касается штрафов.

Теперь про сами штрафы.

Они просто конские, ребят! Вот реально - просто охуенно большие!

Штраф за неисполнение обязанности по предоставлению информации о маркировке:

для граждан — 10-30 тыс. рублей;

для должностных лиц (сюда же согласно статье 2.4 КоАП относятся и ИП) — 30-100 тыс. рублей;

для организаций — 200-500 тыс. рублей.

Штраф за распространение рекламы без токена:

для граждан — 30-100 тыс. рублей;

для должностных лиц и ИП — 100-200 тыс. рублей;

для организаций — 200-500 тыс. рублей.

Вот такие дела, котятки.

Еще одна важная мысль: сейчас еще острее для дизайнеров стала необходимость делать крутые кейсы в портфолио, чтобы они сами приводили клиентов. И чтобы этих самых клиентов не надо было искать через рекламные посты.

На сегодняшний день по той информации, которую мне удалось собрать из разных источников - это все.

С вами была Таня Гордеева, автор канала Вредный дизайн .

Будьте бдительны. И не налетайте на штрафы.

Всем пока!

22
2 комментария

Люди в высоких кабинетах не зря едят свой хлеб.. с задачей усложнения жизни людей они отлично справляются

Ответить

Обсуждать политику не в моих правилах, здесь про дизайн

Ответить