Мешает ли российский опыт в поиске работы за границей?

Мы продолжаем серию колонок российских специалистов, которым удалось трудоустроиться за границей, — «На новой почве». Бывший сотрудник «Яндекса» Станислав Ивницкий делится своим опытом, как он стал руководителем маркетинговой команды в европейском маркетплейсе Zalando, не имея знаний локального рынка.

Курс на Европу

Я начал свою карьеру в 2009 году в московском офисе рекламного агентства BBDO, где занял позицию ассистента отдела стратегического планирования и за пять лет дослужился до старшего стратега. Затем я перешел в «Яндекс», где год работал над запуском маркетплейса Bringly. В 2019 году проект закрыли, так как главный конкурент, китайский маркетплейс Aliexpress, значительно увеличил свои инвестиции в российский рынок. Мне предлагали другие задачи в холдинге, но я решил уйти, так как всегда мечтал жить и работать за границей.

В том же году я устроился старшим консультантом в международную консалтинговую компанию Interbrand и переехал в Берлин. В 2020 году я перешел в немецкий маркетплейс Zalando на позицию руководителя группы маркетинговой стратегии в Европе. Поскольку я пришел на декретную ставку, спустя два года мне снова пришлось искать работу. Я изучал вакансии как на рынке в целом, так и внутри Zalando. После череды собеседований в феврале 2022 года компания подписала со мной долгосрочный контракт, и теперь я отвечаю за маркетинг маркетплейса в Чехии и Словакии.

Качественное резюме

Первое, что я понял, когда искал работу в Европе, — это важность постоянной адаптации своих навыков и знаний под конкретного работодателя. У меня до сих пор есть папка на рабочем столе с 40 версиями моего резюме. Без них было бы сложнее выделиться среди соискателей.

Дело в том, что нанимающему менеджеру поступают десятки писем от кандидатов, и у него есть всего пара минут, чтобы оценить каждого. Поэтому, чем больше в тексте знакомых слов, тем выше шансы, что рекрутер обратит на вас внимание и пригласит на собеседование. Например, мне приходилось менять позицию «старшего бренд-менеджера» в «Яндексе» на «marketing lead» (ведущий специалист по маркетингу) — такое название более понятно и привычно в Европе.

Когда я искал работу, то тратил на адаптацию текста по несколько часов. Сейчас это можно сделать за несколько секунд. Для этого достаточно загрузить описание вакансии и свое резюме в ChatGPT или другой сервис на базе нейросетей.

Сила нетворка

Качественное резюме — это только половина дела. Вы значительно увеличите свои шансы на интервью, если найдете в интересующем вас проекте знакомых. Когда я искал работу, четыре из пяти компаний, куда я отправлял документы через текущих сотрудников, приглашали меня на интервью. Если же я откликался на вакансию через сайт, то получал вдвое меньше ответов. Уже будучи нанимающим менеджером в Zalando, я узнал, что все, кто приходят по так называемым реферальным программам, попадают в «отдельную папку» и оцениваются в первую очередь, так как к ним больше доверия.

Если у вас нет знакомых в нужных проектах, не беда. Вы можете найти их через социальные сети, включая LinkedIn. Так делал и я. Такие контакты пригодятся вам и на более поздних этапах отбора, например, перед интервью. Сотрудники могут рассказать о реальных вызовах компании, о том, на каком языке общаться с нанимающим менеджером и т.д. Так ваши шансы впечатлить потенциального работодателя значительно возрастут. Вопреки распространенному мнению, люди охотно делятся информацией. Текущими сотрудниками, как правило, движет желание поделиться опытом, а бывшими — желание выговориться, ведь их больше не сковывает договор о неразглашении.

Отзывы от бывших коллег также могут сыграть вам на руку. Например, во время собеседования в Zalando, я узнал, что одна из интервьюеров на финальном этапе отбора — бывшая коллега моего руководителя из Interbrand. Я с ней связался и попросил написать рекомендацию. Это стало одной из причин, почему среди соискателей выбрали именно меня.

Локальные нюансы

Я до сих пор помню облегчение, которое испытал, когда после месяцев подготовки и интервью получил заветный оффер. Однако это чувство быстро сменилось неуверенностью, граничащей с синдромом самозванца. Первое время после выхода на работу в Zalando я задавался вопросом: как я могу заниматься маркетингом в Европе, если раньше работал только с российским рынком?

На деле такой опыт оказался преимуществом. В России некоторые отрасли, например, e-commerce и финтех, развиты сильнее, чем в Европе. Поэтому российский специалист лучше понимает, куда движется сектор, и точнее спланирует дальнейшие шаги компании. Мои знания и опыт в измерении эффективности в «Яндексе» оказались полезными для работы в Zalando.

Со временем я понял, что отсутствие локальной экспертизы — моя сильная сторона. Когда знаешь местных инфлюенсеров и культурные коды, легко попасть в ловушку собственных предпочтений. Человек извне ориентируется прежде всего на цифры, которые могут дать более объективную картину и подсказать, в какую сторону лучше двигаться команде.

Кроме того, люди переоценивают различия между странами. Многие полагают, что география определяет потребности и интересы человека. На деле у молодого предпринимателя из Чехии больше общего с российским стартапером, чем с его соотечественником более старшего возраста. В случае с одеждой потребности также не сильно отличаются. Вне зависимости от страны, люди покупают платья и обувь ради самовыражения, а при выборе магазина ориентируются прежде всего на цену и ассортимент.

Однако, опираться исключительно на российский опыт и интуицию не стоит. Например, при запуске категории pre-owned я ошибочно рекомендовал направить усилия на «нормализацию» покупки секонд-хенда. Это оказалось не нужным: в Европе массовый потребитель более открыт винтажным вещам, чем в России.

Компенсировать недостаток локальной экспертизы помогла команда. По моему опыту, связка «местный специалист — руководитель извне» дает наилучшие результаты в бизнесе. Поэтому в Zalando мы работаем так: сотрудники приносят сильные идеи по локальному спонсорству или выбору инфлюенсеров, а я помогаю сделать правильный выбор на основе объективных факторов, например, размера реальной аудитории и соответствия блогеров стратегии бренда. И наоборот, они корректируют меня, если считают, что тот или иной шаг, который помог бы в России, не принесет пользы в Европе.

Начать дискуссию