Бизнес по любви. Отношения, которые приносят деньги

Как вы думаете, что общего между психотерапией, буддийской философией и бизнесом? Это их ключевая идея. Я её формулирую так:

Человек несёт ответственность абсолютно за всё, что происходит в его пространстве.

В психотерапии существует отдельное направление для работы над собой - терапия принятия и ответственности. Изучение буддийской философии начинается с базовой мысли, требующей осознания - наша реальность происходит из нас самих. В бизнесе широко распространено понятие личной ответственности владельца/ев за конечный результат, будь то успех или провал.

В этом посте я хочу наполнить эту ключевую идею максимально практическим для применения в бизнесе содержанием. И начать я хочу вот с такого совсем не привычного, но вполне очевидного, если вдуматься, взгляда на бизнес:

Бизнес - это специфическая система отношений между людьми, являющаяся проекцией внутреннего мира каждого из его владельцев.

Итак, давайте разбираться.

Предлагаю вам посмотреть на бизнес как на два параллельных сквозных процесса: процесс генерации выручки и процесс оптимизации издержек.

Рис. 1. Сквозные процессы в бизнесе
Рис. 1. Сквозные процессы в бизнесе

Успешное управление процессом генерации выручки выражается в непрерывном росте оборота. Успешное управление процессом оптимизации издержек приводит к увеличению ROI (отдачи на вложенные в бизнес инвестиции). Очевидно, что если оба эти показателя растут, то постоянно увеличивается и “прибыль” бизнеса - в каком бы конкретном финансовом показателе она ни выражалась (чистая прибыль, EBITDA, объём привлечённых инвестиций или капитализация). Поэтому давайте порассуждаем, что именно обеспечивает стабильный рост этих ключевых показателей.

Сквозной процесс генерации выручки - это системно выстраиваемые отношения с людьми, которые платят за ваш продукт.

Подумайте об этих людях как о вашем ближнем окружении. На чём основаны ваши близкие отношения? Если они здоровые, то на взаимном понимании, уважении, доверии и, в конце концов, любви. Думаю, вы согласитесь, что в таком взаимном обмене и состоит ценность отношений для каждого из участников.

Переложим это понимание на отношения с потенциальными и текущими клиентами. Они вовсе не про “мы вам продукт - вы нам деньги”. Они про “мы вам ценность - вы нам лояльность”. Поэтому с точки зрения выстраивания отношений с людьми сквозной процесс генерации выручки выглядит следующим образом:

Рис. 2. Сквозной процесс предоставления ценности
Рис. 2. Сквозной процесс предоставления ценности

👀 Можете ли вы одной фразой сформулировать ключевую ценность вашего продукта для его покупателей? Если да - то в чём она?
👀 Отражают ли ваши маркетинговые (визуальные и текстовые) материалы эту ценность? Если да, то с помощью каких посылов и визуальных образов?
👀 Является ли коммуникация в каждом используемом вами канале привлечения клиентов действительно ценным контентом для зрителей/читателей/слушателей этого канала? Если да, то как вы это понимаете?
👀 Как вы убеждаетесь, что ваши клиенты действительно получили ту ценность, которую ожидали, покупая ваш продукт?

Эти вопросы помогут вам определить значимые точки роста в вашем сквозном процессе генерации выручки.

Сквозной процесс оптимизации издержек - это системно выстраиваемые отношения с людьми, которые обеспечивают его функционирование.

К ним относятся ваши сотрудники, а также поставщики необходимых вашему бизнесу товаров, услуг или софта. Подумайте об этих людях как о ваших партнёрах, строящих этот бизнес вместе с вами. Да, обо всех них, а не только о ваших долевых партнёрах, если таковые имеются. На чём основаны или были бы основаны такие партнёрские отношения? Думаю, вы уже знаете ответ - на взаимном понимании, уважении, доверии и, в определённом смысле, любви.

Здесь также схема “мы вам деньги - вы нам товар” становится неактуальной и заменяется схемой “мы вам возможности для реализации - вы нам лояльность”. Поэтому с точки зрения отношений сквозной процесс оптимизации издержек выглядит так:

Рис. 3. Сквозной процесс предоставления возможностей для реализации
Рис. 3. Сквозной процесс предоставления возможностей для реализации

👀 Понимаете ли вы, куда ведёте ваш бизнес с точки зрения не только количественного, но и качественного результата? Если да, то как вы формируете это понимание у внутренней и внешней команды?
👀 Можете ли вы сформулировать ценность вашей бизнес-деятельности для общества? Какие моральные/социальные/культурные принципы лежат в основе этой деятельности?
👀 Каким образом вы обеспечиваете вовлечённость вашей внутренней и внешней команды в успех вашего бизнеса? Как вы развиваете заинтересованность членов вашей команды в успехе друг друга?
👀 Что вы делаете, чтобы новые сотрудники и поставщики влюбились в ваш бизнес и быстро влились в командную работу?

Эти вопросы подсветят слабые места в вашем сквозном процессе оптимизации издержек, требующие вашего внимания.

Обратите внимание, что в обоих сквозных процессах ваша качественная цель - это лояльность других людей - ведь именно она является признаком хорошо выстроенных долгосрочных отношений и фундаментом для построения устойчиво успешного бизнеса.

На этом месте у вас может возникнуть совершенно естественное недоумение, а возможно, даже негодование приблизительно следующего характера: “Откуда же взять столько времени и моральных ресурсов, чтобы выстраивать отношения со всеми этими людьми подобным образом? Да что там - даже просто думать об всём этом - очень трудоёмкая задача!”.

Дело в том, что все эти вопросы вы задаёте себе сами автоматически, если у вас выстроены отношения понимания, уважения, доверия и безусловной любви с самим/ой собой.

Успешно строить плодотворные долгосрочные отношения с людьми могут только те, кто выстроил их с собой.

Так мы и подошли к внутреннему миру каждого из владельцев бизнеса и его непосредственному влиянию на устойчивый успех вашего дела. Если вы процветаете внутри - вы процветаете и снаружи.

И вот вам лайфхак напоследок: вы можете запустить изменения в любом из миров - как во внутреннем, так и во внешнем - они всё равно взаимозависимы. Можно пойти в психотерапию и начать разбираться со своими внутренними конфликтами, что автоматически повлияет на то, как вы ведёте бизнес. А можно начать улучшать ваши отношения с клиентами и командой, что само по себе окажет терапевтический эффект на ваши отношения с собой.

Главное - принять для себя осознанное решение, что ваш бизнес может быть только по любви... а точнее из любви - в первую очередь к себе.

В следующем посте я хочу поговорить с вами об осознанном маркетинге и поделиться технологией его построения в бизнесе

💬 Познакомиться лично и задать волнующие вопросы можно тут: https://t.me/natalia_tiuleneva

📢 Следите за выходами статей и получайте больше пищи для ума в одноимённом Telegram-канале

22
2 комментария

Отличные вопросы «сквозному процессу», хоть бери и по своему бизнесу прогоняй🙏👌

1
Ответить

Буду очень рада, если они выведут на неочевидные решения!)

1
Ответить