Как управлять своим потреблением?

Как управлять своим потреблением?

Думаю, многие слышали поговорку “Аппетит приходит во время еды”. Часто так происходит и с личными финансами - с ростом доходов растут и расходы. Хочется иметь во владении какие-то вещи, пользоваться услугами, уровень которых лучше или как минимум не хуже, чему у людей, на которых мы равняемся. Само по себе это нормально, каждый на подсознательном уровне хочет признания в социуме. Такое поведение хорошо иллюстрирует цитата:

Мы покупаем вещи которые нам не нужны, за деньги которых у нас нет, чтобы впечатлить людей, которые нам не нравятся.

Чак Паланик, писатель

Я, как и любой человек, подвержен таким же желаниям, которые действуют на уровне эмоций, или “обезьянки” по Дорофееву и Урбану. Постоянно что-то хочется купить, потому что это поможет “улучшить качество жизни”, но это не всегда так.

Согласно модели Тима Урбана, наша голова выглядит так: в нашей голове есть пульт управления, рядом с пультом находится рациональный тип и обезьянка сиюминутного удовольствия.

Максим Дорофеев, прокрастинатолог

Поэтому я немного переосмыслил подходы, известные в продуктовой разработке подходе для упорядочивания задач, для работы со своими хотелками с позиции рационального. Контроль своих “хотелок” и рациональный подход к тратам поможет сдержать рост расходов, чтобы увеличить объём средств, которые можно откладывать или инвестировать.

Если что-то хочется купить, то задаю себе следующие вопросы. Делаю это в табличке в Google Sheets, так проще сравнить разные потребности и их варианты удовлетворения.

“Хочу новый внедорожник с полным приводом, потому что могу себе позволить. У Ивановых такой, а мы чем хуже? И лучше если будет разгоняться быстрее, чем за 10 секунд до 100 км/ч…”

С уважением, твоя внутренняя обезьянка.

Вопрос 1. Какую проблему решаем?

На самом деле я решаю следующую задачу - повышения чувства собственной значимости за счет покупки дорогих вещей, таких как машина. Если это понять, то взрослый на этом этапе может отмести самые “безумные варианты”. Если всё таки обезьяна смогла дать логичный ответ на этот вопрос, то переходим дальше

Вопрос 2. Почему важно её решить?

Еще более сложный вопрос для обезьянки, я обычно разбиваю его на 2 части:

Вопрос 2.1 На сколько часто она возникает?

Посчитайте, насколько часто вы сталкиваетесь с проблемой, которую пытаетесь решить? Может это всего 1-2 раза в год? Или ещё реже?

Вопрос 2.2 Какой дискомфорт приносит?

Оцените причиняемый проблемой дискомфорт, лучше по какой-то шкале, например от 0 до 10. Где 0 - это вообще не замечаю, а 10 - невыносимая адская боль. Если обезьяна не успокоилась, продолжаем препарировать её желания.

Вопрос 3. Что будет, если не решать проблему?

Вот да, хороший вопрос. Для кого будет существовать угроза жизни или здоровья, если мы не решим проблему? Он помогает, что даже если мы запланировали покупку, то не обязательно сделать её прямо сейчас, потому что по словам продавца: “ААА, скидки, нужно брать, дешевле не будет!!!!”

Вопрос 4. Какие есть варианты решения и сколько они будут стоит?

Если мы честно себе ответили на Вопрос 1, то количество вариантов решения проблемы сильно увеличивается. Например, у случая примера с дорогой машиной - можно взять в аренду почти любую машину на выходные, съездить с семьёй в красивое место и сделать фотосессию для социальных сетей. Ивановы точно будут кусать себе локти;) Шучу;) Здесь важно оценить не только прямые денежные затраты, но и косвенные и не только денежные.

Итого

Запрещать обезьянке постоянно всё - не лучший выход, могут возникнуть проблемы со здоровьем, если так делать постоянно. Но скормить обезьянке дешевое решение, избавляющее от максимального дискомфорта - мой выбор. Таким образом мы не потратили большой объём средств, но и удовлетворили мимолётные желания. Напоследок приведу примеры своей таблицы:

Как управлять своим потреблением?

А как Вы управляете своими потреблением?

1 комментарий

Да в целом-то так и решаю - попытка оценки хотелки со стороны рациональности. Часто прокатывает и даже есть некое ощущение удовольствия что ты всё сделал правильно, а не повелся на поводу маркетологов.

1