«Иного пути у меня не было»: в РАНХиГС Санкт-Петербург рассказали о династиях преподавателей

«Иного пути у меня не было»: в РАНХиГС Санкт-Петербург рассказали о династиях преподавателей

Сегодня, 19 ноября, в России отмечается День преподавателя высшей школы. Праздник достаточно молодой, учрежден Минобрнауки РФ в 2021 году, но очень важный для всей системы высшего образования страны.

В РАНХиГС Санкт-Петербург профессию преподавателя выбирают несколькими поколениями одной семьи. Династии в вузе давно стали доброй традицией. Дети идут по стопам родителей и после окончания учебы выбирают институт в качестве площадки для преподавания и дальнейших научных изысканий.

В академической династии Столбовых 19 ноября — особенный день. Это день рождения главы семьи Геннадия Федоровича Столбова – доктора экономических наук, кандидата исторических наук, профессора, заведующего кафедрой мировой и национальной экономики, основателя и первого декана факультета экономики и финансов нашего института. К сожалению, он ушел из жизни, но добрая память о нем навсегда останется в сердцах коллег, соратников, единомышленников и выпускников.

Дочь Геннадия Федоровича – Ольга Геннадьевна Столбова пошла по стопам отца. Сегодня она заместитель декана факультета экономики и финансов. Их общий трудовой стаж на двоих составляет без малого 46 лет.

«На выбор моей профессии повлияло несколько причин. Во-первых, мои родители преподаватели. Моя мама, Антонина Ильинична, – учитель высшей категории, Отличник Народного Образования, ветеран труда. Ее педагогический стаж составляет 47 лет. Она награждена медалью «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и имеет авторское свидетельство на «Методику обучения детей шестилетнего возраста для поступления в гимназию». Эта методика находится даже в библиотеке Конгресса США. Во-вторых, обучаясь в школе и проходя практику в Учебно-производственном комбинате (УПК), меня заинтересовала профессия учителя и воспитателя. В завершении нашего обучения проводился конкурс «Лучший по профессии», в котором я заняла 1 место в Василеостровском районе.

Во время обучения в 11 классе, мне посчастливилось попасть на обучение в Appleby College. Это известное во всем мире образовательное учреждение Канады, отличающееся высокими академическими стандартами. Это первая школа в Северной Америке, предлагающая дипломную программу по глобальному лидерству.

По окончании обучения мой отец, Геннадий Федорович, спросил меня о впечатлениях от поездки. Я начала восторженно рассказывать о том, как организован там процесс обучения, какая насыщенная и разнообразная внеучебная деятельность ведется в колледже. А больше всего меня поразили взаимоотношения между студентами и преподавателями. Внимательно выслушав меня, папа сказал: «А почему бы нам не создать что-то подобное?». И мы с энтузиазмом взялись за реализацию нашей идеи. Ее результатом стало открытие через три месяца первого в России Бизнес-колледжа, который располагался в Таврическом дворце. В дальнейшем он был преобразован в Колледж государственного управления, экономики и права и находился в структуре СЗАГС. Таким образом, выбор моей профессии был очевиден. Я поступила в Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена и одновременно работала в колледже педагогом-организатором», – поделилась Ольга Столбова.

Доцент кафедры менеджмента Евгений Юрьевич Суслов еще студентом участвовал в консалтинговых проектах, в которые его привлекал отец – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Юрий Евгеньевич Суслов. Сегодня их общий семейный преподавательский стаж в институте составляет 21 год и более 50 лет в вузах Санкт-Петербурга.

«Я видел, как взрослые люди, специалисты в своей области искренне радуются, когда обучаются чему-то новому и полезному. Желание передавать другим свои знания и умения привело меня в преподавательскую деятельность», – вспоминает Евгений Суслов.

В атмосфере творческих научных работ вырос и Александр Козырев – ныне профессиональный вузовский преподаватель и продолжатель династии Козыревых. Александр Александрович работает доцентом кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург, является кандидатом экономических наук. Его мама – Лариса Дмитриевна, доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий петербургского кампуса Президентской академии, отец – Александр Борисович, кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

«С раннего детства видел с каким трудом дается написание и защита диссертации: вначале диссертацию защищала мама, а потом и отец. И только пойдя в школу узнал, что оказывается не все родители пишут диссертации … Как понимаете, другого пути у меня не было – гены родителей и прародителей. Если у тебя ежедневно перед глазами процесс подготовки к занятиям, написания монографий и учебников, то вольно или невольно, становишься участником этого процесса. Это и пример, и опыт. В нашем доме обширная библиотека научных изданий, определенной частью которой являются труды моих родителей и мои», – рассказал Александр Козырев.

Свою кандидатскую диссертацию Александр Козырев защитил досрочно в аспирантуре в 25 лет, сейчас работает над докторской под руководством академика Владимира Квинта, ученого с мировым именем и весьма требовательного наставника.

Создать что-то новое можно, только опираясь на опыт предшественников и уважая традиции, считают герои нашего репортажа. По их мнению преподавательские династии в этом вопросе настоящая опора.

«Я очень благодарна своему отцу за тот бесценный опыт, который он передал мне. Я применяю его в ежедневной практике и стараюсь делиться им со студентами. Да, безусловно, создание чего-то нового невозможно без практических навыков. Мой отец, Геннадий Федорович, был центром творческой деятельности факультета и Академии в целом, настоящим генератором идей и замыслов, умел видеть новое и прогрессивное, применять это на практике, заряжать своей энергией окружающих и направлять работу сотрудников в нужное русло. От него я научилась любить свою профессию, быть неравнодушным человеком, «болеть» за свое дело, ответственно подходить к организации и проведению мероприятий и решению поставленных задач, отстаивать интересы факультета и Института. Главное – любить и уважать студентов, помогать им раскрывать свои способности, творческий и научный потенциал, достигать новых высот», – подчеркнула Ольга Столбова.

«Главное, что я перенял от родителей – любовь к людям и работе. Все остальное также находится в иерархии ценностей: целеустремленность, стратегическое мышление, перфекционизм, требовательность к себе и т.д. Но главное все же – любовь к людям и уважение каждого из них! Могу сказать, что это находит отклик: Лариса Дмитриевна стала победителем Конкурса «Лучший преподаватель 2022-2023 учебного года РАНХиГС-Санкт-Петербург в номинации «Лучший профессор», а я стал лучшим доцентом чуть раньше, в 2021 году. Как известно, представляют на звание лучших студенческие советы. Трудовые профессиональные династии в любом деле – прочный фундамент, на котором устоит здание при любых катаклизмах и невзгодах. В нашем вузе династия Козыревых трудится уже 40 лет – это общий семейный преподавательский стаж. Но это еще не все – в Управлении международного сотрудничества более пяти лет работает моя супруга – Екатерина Дмитриевна Козырева. Так что наша трудовая династия расширилась!» – поделился Александр Козырев.

«Главное, что постарался перенять от родителей, это стремление к саморазвитию, к освоению новых подходов, методов, сфер деятельности, получению новых навыков, готовность много читать, учиться у коллег и обучающихся, особенно при обучении взрослых», – отметил Евгений Суслов.

Во все времена преподаватели вузов находились на рубеже мировой науки, готовя профессионалов для всех отраслей экономики, становясь для молодежи проводниками в мир науки. Преподаватели РАНХиГС Санкт-Петербург, реализуя амбициозные профессиональные цели и задачи, применяют свои секреты успешной педагогической деятельности, которые передаются из поколения в поколение.

«Сегодня в современном обществе преподаватель играет ведущую роль в формировании молодого поколения. Перед ним стоят новые задачи, связанные с быстро меняющимся миром и эволюцией образовательных технологий. Очень важно адаптироваться к новым условиям и быть профессионалом в сфере своей деятельности. Необходимо быть открытой ко всему новому, готовой к постоянному обучению и самосовершенствованию, приобретать новые профессиональные навыки и компетенции, чтобы эффективно выполнять свои задачи в современном образовательном пространстве. Только так можно справиться с главными вызовами и обеспечить высокую конкурентоспособность своих студентов и выпускников», – заключила Ольга Столбова.

«Развитие образовательной системы (кафедр, факультетов, научных школ, институтов) обеспечивается наличием в ней представителей разных поколений. Преподавательские династии являются одной из форм передачи знаний и опыта, формирования вузовских традиций. Сегодня я ставлю перед собой задачи совершенствования магистерской программы, руководителем которой являюсь. Мы продолжим проведение совместно с коллегами, магистрантами и аспирантами научных исследований и внедрение результатов в деятельность организаций и в учебный процесс. Будем и дальше осваивать и внедрять новые педагогические технологии, в том числе информационные, что в конечном итоге повысит качество подготовки выпускников института», – добавил Евгений Суслов.

«Планов много. Подготовить и защитить докторскую диссертацию, завершить очередную монографию и т.д. А в личностном плане – оставаться самим собой, опираться на поддержку семьи… И конечно, трудиться на благо нашего вуза!» – подытожил Александр Козырев.

Начать дискуссию