Самая частая ошибка в учёте у селлеров на маркетплейсах

Думаете о выходе со своим товаром на маркетплейсы? Ознакомьтесь с этой статьёй, чтобы не начинать работу с грубой ошибки в налоговом учёте.

Самая частая ошибка в учёте у селлеров на маркетплейсах

Все маркетплейсы, как известно — это посредники между продавцами и покупателями, поэтому работают они по агентским договорам. Агентский договор — это соглашение, в соответствии с которым одна сторона (агент) должна выполнить определённые действия в пользу другой стороны (принципала).

При работе на маркетплейсах принципал (продавец, или “селлер”) поручает агенту (вайлдберриз, озону, яндекс-маркету) продать его товары, и уже маркетплейсы продают эти товары конечному покупателю. Покупатель переводит деньги маркетплейсу, а маркетплейс, в свою очередь, переводит деньги на расчётный счёт продавцу, но переводит уже за минусом своих расходов (логистики, рекламы, своего комиссионного вознаграждения, и т. п.)

Применение УСН (упрощённой системы налогообложения) обычно подразумевает “кассовый” метод определения доходов. При кассовом методе доходы признаются в момент поступления денег на расчётный счёт (ст. 346.17 НК РФ) . При этом для расчёта налога УСН берётся доход ровно в той сумме, в которой деньги поступили на счёт.

Многие предприниматели при работе с маркетплейсами также считают свой налог УСН с той суммы, которую маркетплейс перечислил им на расчётный счёт.

Но в соответствии с Письмом МФ РФ от 20.04.2017 № 03-11-11/23918 кассовый метод определения дохода не распространяется на агентские договора. В этом и заключается сложность ведения учёта на маркетплейсах.

На УСН «Доходы» продавцу нужно заплатить налог со всей суммы, которую покупатель заплатил маркетплейсу за его товар — несмотря на то, что до перечисления селлеру маркетплейс удержит из этой суммы своё комиссионное вознаграждение, расходы на логистику, хранение, штрафы, и т.п. Все эти расходы, удерживаемые маркетплейсом — это расходы предпринимателя, а на УСН “Доходы” расходы нельзя вычитать из налогооблагаемой базы.

Гораздо реже при работе с маркетплейсами и применении УСН предприниматели выбирают налогооблагаемую базу “доходы за минусом расходов” — как правило, эту базу выгодно выбрать при наценке на товары менее 40 % или если документально подтвержденные расходы по ст. 346.16 НК РФ составляют свыше 60 % доходов.

При УСН «Доходы за минусом расходов» доходом предпринимателя также будет вся сумма, которую заплатил покупатель. Агентское вознаграждение маркетплейса можно будет учесть как расход и уменьшить на него налогооблагаемую базу.

Поэтому при работе на маркетплейсах не совершайте типичную “ошибку выжившего” — не обращайте внимание на предпринимателей, которые до сих пор благополучно считают налоги от той суммы, которая приходит им на расчётный счёт. Очень многие предприниматели уже столкнулись с тем, что когда у налоговой “доходят руки” до выездной проверки их бизнеса (а проверить могут три предыдущих календарных года) — такая ошибка приводит к существенному доначислению налогов, пеней, штрафов. Ещё Мишустин, будучи главой ФНС России, не просто “оцифровал” налоговую, но и сделал отечественную налоговую систему максимально “прозрачной” — так что для инспектора не составит труда увидеть эту ошибку при сравнении дохода из годовой декларации УСН и поступлений на расчётный счёт.

Начать дискуссию