Что делать, если заблокировали счёт по 115 ФЗ?

Внезапная, “без объявления войны”, блокировка счёта обслуживающим банком - настоящий кошмар для любого бизнеса, от которого, к сожалению, не застрахован ни один предприниматель. При этом только в 1 случае из 10 банк блокирует счёт по “антиотмывочному” закону 115 ФЗ непосредственно из-за подозрений в “отмывании” денег, в остальных случаях блокировка происходит по вине самой организации - из-за неуплаты налогов, несвоевременной сдачи деклараций и отчётов.

Что делать, если заблокировали счёт по 115 ФЗ?

Как быстро и правильно пройти процедуру разблокировки ?

  • выяснить причины блокировки. Обычно сам банк уведомляет клиентов о блокировке их счёта - по СМС или телефону, точный регламент такого уведомления в законе не прописан. В любом случае, уведомили вас или нет, как можно скорее нужно обратиться в банк и потребовать выдачи официального документа, в котором будет прописана причина блокировки.

Кроме того, сейчас на официальном сайте ФНС работает онлайн сервис по оперативной помощи в разблокировке счёта, где можно оставить свои данные, причины обращения, и телефон для связи, по которому с вами свяжется специалист ФНС России для оперативного решения вопроса.

  • Если банк указал причиной блокировки счёта проведение сомнительных операций, то он должен указать перечень документов, которые нужно предоставить банку для пояснения.

Обычно запрашивают также документы, подтверждающие характер и реальность операций, показавшимися банку подозрительными - договора купли-продажи, спецификации, счета, акты, накладные, а также письма с подробным пояснением экономического смысла проводимых организацией операций. Почти всегда запрашивают налоговые декларации и бухгалтерские отчёты с отметкой ИФНС о принятии, расчёты “зарплатных” налогов, документы кадрового учёта.

  • Предоставляем банку данные документы, или устраняем другие нарушения (сдаём отчётность и необходимые документы в ФНС), и ждем решения. На рассмотрение документов банку даётся 10 дней, после чего вариантов всего два: банк либо отменит своё решение, либо откажет в разблокировке. В последнем случае остаётся только обращаться в арбитражный суд или в межведомственную комиссию через Банк России с заявлением об обжаловании решения банка об отказе.

Чтобы свести к минимуму риск блокировки, лучше заранее стараться соблюдать требования банков и 115 ФЗ. Если коротко, то нужно:

  • платить налоги (сумма налогов - не меньше 1- 2 % от оборотов), в том числе “зарплатные”, платить их с того же счёта, что и зарплату;
  • поменьше снимать наличные (не больше 10 % от оборотов), а лучше совсем не снимать;
  • подробно и полно указывать назначение платежа при заполнении платёжки на перевод денег (чтобы из текста было понятно, за что вы платите), и попросить об этом контрагентов, отправляющих вам деньги;
  • заниматься только видами деятельности, на которые у вас есть соответствующий ОКВЭД;
  • своевременно информировать банк и ФНС о любых изменениях в бизнесе (смена директора, учредителей, юр. адреса, ОКВЭД, и т.п.);
  • проверять контрагентов на надёжность, не работать с фирмами “однодневками”;
  • не игнорировать запросы банка и ФНС !

Помните, банк в 115 ФЗ “подневольный” объект, который также контролируется Центробанком, ФНС, Росфинмониторингом, и никакой банк не захочет рисковать потерей лицензии или получить репутацию банка, покрывающего “обнальщиков” и теневой бизнес. На практике обжалование решений банка по блокировке счёта - достаточно долгий и трудоемкий процесс. Поэтому соблюдайте заранее вышеперечисленные правила, и “будет вам счастье”: работа без неприятных сюрпризов в виде блокировок счёта.

Начать дискуссию