Что делать если клиент (заказчик) не платит

Всем привет! Я интернет-маркетолог, автор канала «Просто про контекст».

Здесь было уже много обучающих статей для новичков, но почему-то не обсуждались грабли, на которые наступали почти все фрилансеры.

Речь пойдет о том, что делать когда заказчики не оплачивают работу. Вроде общаешься с человеком и кажется, что он образец адекватности, порядочности и многим из-за этого даже неудобно просить заключить договор и ставить его честное слово под сомнение, но потом он сначала просит отсрочку платежа и находит этому оправдания, а затем требует все больше и больше и наконец до фрилансера доходит, что платить ему и не собирались.

Забавно, что у такого случая даже есть сезонность. Чаще всего заказчики обманывают и не платят под конец года

частотность поисковых запросов "клиент не оплатил работу"
частотность поисковых запросов "клиент не оплатил работу"

Что делать с заказчиком, который не заплатил?

Ответ прост - Забить.

Да, юристы говорят, что даже если не было договора, а лишь одна переписка в месседжере, то можно нотариально заверить переписку и начать судебное разбирательство, но если речь не идет о действительно крупных задолженностях, эквивалентных вашим доходам за несколько месяцев, то гораздо выгоднее именно забить.

Примите тот факт, что вы сами сделали глупость и не только не заключили договор, но и не обезопасили себя от таких случаев (как обезопасить напишу далее). Может от налогов хотели уйти или лень было возиться с договором, не имеет значения. Лучше скажите спасибо, что этот урок вы получили в начале вашей карьеры, когда у вас еще небольшой чек и вы гораздо быстрее вырастите, как специалист, если просто усвоите этот урок и вместо попыток выбить свои деньги направите все силы на ваше профессиональное развитие.

Многие советуют пакостить клиентам и среди советов звучат способы вроде спама на телефон, ложных заказов (особенно больно для бизнесов, где надо выезжать далеко на заказ), изменения данных, к которым у вас есть доступ.

Это все на гране закона и ни к чему хорошему не приведет, а вы лишь потратите время и рискнете получить ответку, что опять же только затянет ваш прогресс

Можете добавить ваш отзыв о заказчике в каналы для фрилансеров или написать у себя в блоге, чтобы при поиске информации о человеке была эта история. НО! Обязательно описывайте все детали с перепиской, так как вы тоже можете быть неправы (об этом в 4 пункте). Если заказчик не оплатил ваши услуги, то совершенно справедливо будет добавить его в "черный лист" флилансеров. Опытные исполнители сразу вбивают контакты заказчика в поиск, чтобы проверить не мошенник ли он

Как избежать проблемы с неоплатой вашей работы

1) Если выбрали путь работы без договора, то разбивайте работу на этапы и договаривайтесь изначально на поэтапную оплату. Если оплаты за один из этапов не поступило, то работу не продолжайте.

2) Не передавайте работу до полной оплаты. Если это сайт, то доступ передаете после оплаты. Если это креативы, то отправляйте с водяными знаками. Если рекламная кампания, то доступ к основному аккаунту должен быть у вас до полной оплаты

3) Все обсуждения ведите через те сервисы, где нельзя удалять переписку. Например, почта, смс, диалоги на фриланс биржах, любовные записки

4) Работайте только по договору. Уважайте себя и заказчика и работайте по договору. Причем лучше потратить пару тысяч на помощь юриста в составлении правильного договора или попросите у более опытных специалистов. Заранее договоритесь о ваших задачах, периодах и формах отчетности, способах связи, времени работы, оплате, доступах.

При этом заранее обсудите с заказчиком какие у него ожидания, чтобы потом не было недопониманий. Да, когда у заказчика ложные ожидания, то многие этим пользуются и продают свои услуги, но такие сотрудничество не длится дальше одного заказа и далее не будет никакого сарафана.

Одна из причин почему клиенты не платят - это ложные ожидания, которые они транслируют на вас. Очень часто при обсуждении задач с заказчиком выясняется, что они ждут невыполнимых результатов или у них неправильные представления о ваших функциях.

Например, вчера обсуждал работу с довольно крупной компанией из B2B-сегмента и заказчик искал специалиста по контекстной рекламе, который будет наполнять сайт контентом, снимать видео и продвигать их в соц. сетях, дорабатывать сайт и заниматься поисковым продвижением. Некий человек-оркестр. При этом бюджет на рекламу 100к, а ожидаемые результаты по рекламе, внимание, ДРР не более 5%. Про прошлого специалиста мне сказали, что он был "совершенно некомпетентный, потому что слил бюджет". После выяснения деталей было понятно, что главная ошибка прошлого специалиста была в том, что он не обсудил заранее задачи и ожидания заказчика и взялся за такой проект, поэтому в глазах заказчика он справедливо считается неквалифицированным.

Представьте, что вы вызываете электрика, который взялся за работу установки розеток без проводов. Розетки установил, а по итогу они не работают. Вы ожидали, что они будут работать, а исполнитель просто установил розетку. Вроде каждый остался при своем мнении, но оба считают друг друга неадекватами. Поэтому важно обсуждать все это до начала работы

П. С. пишу про маркетинг у себя в блоге

11
1 комментарий

Забить на время , а потом отомстить, обязательно отомстить

Ответить