Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

На днях компания Jaguar объявила о ребрендинге и представила публике обновленный фирменный стиль. Изменения связаны с полным переходом компании в сектор люкс и началом производства электромобилей. Новый логотип компании стал другим: полностью изменились цвет, шрифт, написание, форма маскота, который теперь представлен в виде плоской «прыгающей кошки». Общественность разделилась на два лагеря: одни не делают поспешных выводов и считают, что нужно подождать до полной презентации обновлений компании, которая состоится 2 декабря, другие высказывают свои негативные отзывы об изменениях.

В связи с этим мы решили вспомнить историю создания бренда Jaguar и все изменения, которые происходили с айдентикой за 102 года существования компании. За это время фирменный стиль компании, в частности логотип, неоднократно видоизменялся. Даже знаменитый маскот в виде «прыгающей кошки» появился лишь спустя 15 лет после основания компании.

Автомобили Jaguar выделяются своим стильным дизайном, высокой производительностью и использованием передовых технологий. Каждая модель сочетает в себе роскошь, комфорт и динамичность, отражая философию бренда, направленную на создание произведений искусства, а не просто автомобилей.

Немного об истории создания компании. В 1922 году Уильям Лайсон и Уолмсли создали в Блэкпуле компанию Swallow Sidecar. Первоначально они занимались производством мотоциклетных колясок. В 1928 году фирма была переименована в SS Cars и занялась выпуском спорткаров. С этого началась новая эра в истории компании и автомобильного производства.

Уильям Лайсон (один из основателей компании Swallow Sidecar, впоследствии Jaguar)
Уильям Лайсон (один из основателей компании Swallow Sidecar, впоследствии Jaguar)

Первый логотип компании сильно отличался от классической «прыгающей кошки». Он представлял собой синий круг с золотой каймой, внутри которого была надпись «Swallow Sidecar», а по бокам изображения золотых крыльев.

Первый логотип
Первый логотип

В 1935 году логотип претерпел изменения: надпись «Swallow Sidecar» сократилась до «SS», а внизу добавилась надпись «Jaguar». Это было связано с выходом новой модели — SS Jaguar 100. Выбор компании пал на ягуара, вероятно, по двум причинам: во-первых, характеристики нового автомобиля — сила, скорость и мощность — напоминали физические качества дикой кошки. Во-вторых, новая модель, как и ягуар, могла развивать высокую скорость — до 100 м/ч.

Логотип с 1935 по 1945 гг.
Логотип с 1935 по 1945 гг.
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

Новый логотип внешне был похож на птицу с расправленными крыльями. Дизайнеры подобрали шрифт, который подчеркивал стиль – угловатые буквы, выведенные с помощью четких линий на тёмном фоне. Обновленный логотип смотрелся гармонично и выигрышно, однако, многие не поняли, почему имя «дикой кошки» было изображено на птице.

Откуда пришло название Jaguar уже стало ясно, но откуда взялись крылья?

В переводе с английского слово «swallow» означает «ласточка». Именно поэтому в логотипе присутствовал мотив крыльев и даже первый маскот имел форму ласточки. Крылья сохранялись в логотипе до 1951 года. Однако название компании к этому моменту уже изменилось, поэтому на упрощенных стилизованных крыльях вместо привычной «SS» появилась надпись «Jaguar».

Модель Austin Swallow (Austin 7) с маскотом в виде ласточки, 1927 г.
Модель Austin Swallow (Austin 7) с маскотом в виде ласточки, 1927 г.

Дело в том, что в 1945 году две буквы «SS» имели негативное значение и в первую очередь ассоциировались с Национал-социалистической немецкой рабочей партией, носящие сокращённое название Schutzstaffel (нем. «охранные отряды»). Уильям Лайсон принял решение переименовать компанию, чтобы избежать недопониманий со стороны общественности и не потерять покупателей.

Обновленный логотип 1945 года
Обновленный логотип 1945 года
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В таком виде логотип довольно сильно смахивал на эмблему другой не менее известной автомобильной компании (да-да, BENTLEY, а также Aston Martin и Genesis).

Когда же название компании официально поменялось на «Jaguar» надобность в изображении крыльев просто исчезла.

Интересная история связана с появлением маскота в виде «прыгающего ягуара», ставшего впоследствии фирменным изображением компании.

В 1937 году, когда компания активно производила модели SS Jaguar 100, Уильям Лайсон обратился к одному из самых известных и успешных иллюстраторов в автомобильной сфере — Фредерику Гордону Кросби. По легенде, основатель Jaguar, увидев маскот в виде тигра, созданный Ф. Кросби немного ранее для модели Tiger компании MG, был настолько впечатлён, что попросил его создать похожую фигурку, только в виде ягуара.

Ф. Кросби превратил свою кошку в ягуара и подарил Лайсону символ, впоследствии прославивший его компанию.

Сверху вниз: маскот для модели Tiger компании MG, маскот в виде «прыгающей кошки» 1937 года, современная версия маскота.
Сверху вниз: маскот для модели Tiger компании MG, маскот в виде «прыгающей кошки» 1937 года, современная версия маскота.
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В период с 1951 по 1957 год компания отказалась от каких-либо изображений и оставила только надпись. Впрочем, впоследствии схожую надпись стали размещать на багажнике автомобилей.

В 1957 году компания пережила одни из самых значительных изменений в своем фирменном стиле. Был создан новый плоский логотип, призванный заменить известный маскот «прыгающей кошки». Появление нового логотипа диктовалось утилитарными соображениями. Автомобиль должен быть узнаваемым, т. е. у публики не должно быть сомнений в том, кто его производит. В то же время, ни одна деталь спортивного автомобиля не должна замедлять его движение по гоночной трассе – лишние выдающиеся за корпус элементы создают дополнительное сопротивление и понижают скорость, поэтому выступающий, мощный стальной маскот требовалось заменить.

Обновленный логотип впервые был представлен в виде головы рычащего ягуара в золотом цвете на красном фоне с чёрной каймой. С тех пор она была обновлена и теперь представляет собой круглую эмблему с красным фоном, серебряной каймой и серебряным ягуаром.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

Несмотря на тот факт, что компания отказалась от использования стальной фигурки на капотах, при покупке автомобиля каждый покупатель получал статуэтку в подарок. Немного позднее компания стала придерживаться схемы: «рычащая кошка» - спереди, «прыгающая кошка» - сзади. За все 70 лет на автомобилях компании можно было встретить различные варианты сочетания этих двух логотипов.

В 1982 году логотип компании принял знакомый всем нам внешний вид – изображённая в профиль фигура «прыгающей кошки» с надписью под ней. Цвет надписи заменили на зелёный, подобрали новый шрифт, более крупный и широкий.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

С 2001 по 2023 год изменения логотипа были весьма незначительными. В этот период в дизайне и логотипе компания использовала шрифты из семейства Jaguar JC. Однако можно встретить написание с использованием шрифта Optima Demi Bold.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В 2001 году шрифт надпись и изображение привели к одному цвету - чёрному. Шрифт стал тоньше и острее, а расстояние между буквами увеличилось. В изображении ягуара появились дополнительные линии, придающие ему «мускулистый» и более фактурный вид. В отличие от предыдущей версии, где контур изображения был более чётким и острым, в этот раз ему придали плавную, скруглённую форму.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В 2002 году компания решила сделать металлизированную версию «прыгающей кошки», придав изображению матовый серебряный оттенок.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В 2012 году на логотипе по-прежнему был изображен фирменный знак, но теперь серебряный оттенок стал глянцевым, изображение стало рельефнее и получило новый рисунок тени.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В период с 2021 по 2023 год бренд вернулся к контурному изображению «прыгающей кошки», оставив при этом шрифт из версии 2001 года.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

В 2024 году компания произвела ребрендинг и практически полный отказ от классического изображения логотипа. Теперь вместо изображения ягуара будут буквы «J» и «R», заключенные в круг золотого цвета. Хищник останется только как элемент фирменного стиля.

Шрифты тоже были изменены. Теперь компания будет использовать шрифт Exuberant.

Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию
Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию

Долговечность не всегда является признаком чего-то удивительного, но, как мы уже говорили, с классикой не поспоришь — а рычащий ягуар определённо является классикой.

55
33
1 комментарий

Даже и представить не мог, что Ягуар столько раз меняли свой логотип за всю историю…

Новый мне определено не нравится, но время покажет, сможет ли он прижиться современной публике

2
Ответить