Бременские музыканты в мире дизайна: как появился музей «Основа»

В России работает первый передвижной музей дизайна «Основа»: как создавался мобильный проект и почему это важно – рассказываем в материале.

Музей дизайна создали в 2022 году как частное учреждение культуры. Однако это не традиционный музей со своим помещением в конкретном городе, «Основа» – передвижной проект с форматом офис+хранилище+библиотека. Это позволяет быть «везде и сразу»: организовывать мероприятия в разных городах, работать по всем регионам на федеральном уровне. Ну и в целом концепция «музей едет к вам» открывает больше возможностей для посетителей. Однако есть и сложности: без собственной локации нужно договариваться с разными площадками, подстраиваться под технические ресурсы и рассказывать о себе аудитории разных городов.

Фото: первый день после открытия офиса, г. Екатеринбург
Фото: первый день после открытия офиса, г. Екатеринбург
Фото: библиотека музея. В «Основе» представлены издания, напрямую и косвенно относящиеся к дизайну: книги, журналы, собрания работ с паттернами и принтами, про моду, интерьер, архитектуру, историю
Фото: библиотека музея. В «Основе» представлены издания, напрямую и косвенно относящиеся к дизайну: книги, журналы, собрания работ с паттернами и принтами, про моду, интерьер, архитектуру, историю

Но такие нюансы не останавливают команду: это уникальный проект, который реализует полноценную музейную работу относительно своего профиля: хранит, изучает и просвещает аудиторию. Например, «Основа» комплексно подходит к вопросу самого понятия дизайна.

Для большинства дизайн в России появился в СССР, в 60-х, с основанием ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики) под началом легендарного отечественного дизайнера Юрия Борисовича Соловьева. Но по существу дизайн зародился у нас гораздо раньше. Например, в середине 19го века популяризаторами прото-дизайна да и ниши в целом были всероссийские (и всемирные) промышленные выставки. В экспертный конкурсный совет входили представители русской инженерной школы. И как раз уже тогда поднимались вопросы про функциональность объекта без лишних «украшательств». И, по существу, отечественный дизайн – выходец из нашей инженерной среды.

Или, например, сейчас «Основа» создала в Екатеринбурге выставку «Сказочные миры И. Я. Билибина» с работами известного иллюстратора многих сказок (современные издания до сих пор печатают сказки с его рисунками).

Билибин был новатором в полиграфии. Подход Билибина к полиграфическому оформлению своих работ был не менее интересным — так, в оформлении работ известной серии «Сказки», в которую входили: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка» использовались оригинальные для того времени подходы. В первую очередь, формат листа, который использовался, выгодно выделял всю серию. Во-вторых, техника печати - хромолитография, с применением сусального золота почти в каждой иллюстрации - эксперимент для типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Госзнак).

Фото: выставка «Сказочные миры И.Я. Билибина» в Галерее Синара Арт, г. Екатеринбург. 
Фото: выставка «Сказочные миры И.Я. Билибина» в Галерее Синара Арт, г. Екатеринбург. 
Фото: тестируем штампы к выставке
Фото: тестируем штампы к выставке

«Многие сопоставляют дизайн с искусством: художниками, скульпторами, иллюстраторами. Дизайнер – более многопрофильный человек с умением переключаться от одной задачи к другой, мыслящий проектами. Своего рода дизайнер – это исследователь, инженер и эстет», – рассказала директор музея, искусствовед Анастасия Воронина-Даринцева.

Фото: Анастасия Воронина-Даринцева, директор музея
Фото: Анастасия Воронина-Даринцева, директор музея

С помощью мероприятий, выставок, «Основа» хочет рассказать простым языком о том, что дизайн – многогранен, показать его истоки и то, как развивается индустрия сегодня. Если про зарубежный дизайн много сказано и написано, то про российскую часть известно немного.

«Мы хотим популяризировать дизайн, показать его с разных сторон. Ведь для многих дизайн – разработка оформления упаковки и логотипа. Но на деле – тема гораздо глубже, интереснее, а главное – гораздо старше, чем мы думаем. У этой ниши в России есть более давние истоки, это направление, включающее в себя и сопромат, эргономику, инженерию, конструкторские навыки, 3D-моделирование, графику, полиграфию, моду и многое другое. Дизайн есть во всех сферах нашей жизни», – объясняет директор музея Анастасия Воронина-Даринцева.

112112
28 комментариев

Невероятно круто! Как же хочется вернуть ВНИИТЭ, Техническая этстетика, звучит то как!

2
Ответить

«Техническая эстетика» звучит как музыка и очень точно характеризует промышленный дизайн

1
Ответить

Что-то на музейном.

2
Ответить

Музей- уникальная площадка для многих инициатив)

Ответить

Обалденный проект!

2
Ответить

Благодарим!)

Ответить

Это весьма хороший проект, хотелось бы продвижения и расширения данной задумки👏

2
Ответить