Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России

Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России

Один из недавних проектов, выполненных нашей командой, - маркетинговое исследование для строительства завода по производству уходовой косметики в Московском регионе. В результате исследования установлено, что геополитический кризис стимулировал развитие российского косметического рынка, а сегмент контрактного производства активно растет, но спрос все еще превышает предложение.

Рассмотрим более подробно интересные факты рынка уходовой косметики и контрактного производства в России.

Объем рынка косметики увеличивается. Общий объем рынка косметики в 2023 г. составил 950 млрд руб. (+17% к 2022 г.). Рост покупок косметики растет и офлайн (+14%), и онлайн (+19%). До 2022 г. 70–80% всего рынка косметики приходилось на иностранные бренды. К лету 2023 г. их доля снизилась до 68%.

Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России

Интерес к отечественной продукции растет, как и количество новых игроков рынка. Около 50% потребителей в России либо полностью перешли на продукцию местных производителей, либо стали чаще ее приобретать, а уровень доверия к косметике российского производства довольно высок: 66% онлайн покупателей и 56% офлайн доверяют ей. На 2023 г. в России зарегистрировано около 700 компаний, выпускающих косметику и парфюмерию, при этом около 100 из них появились за последний год.

Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России

Часть сырья стали производить на территории России, однако все компоненты косметики заменить российскими аналогами пока невозможно.

До 2022 г. до 90% сырья импортировалось из-за неразвитости внутреннего производства и специализации некоторых стран на отдельных видах продукции. К концу 2023 г. доля импортного сырья снизилась до 60–70%. Но есть и отрицательные моменты: увеличилась себестоимость продукции на 10-30% из-за переориентации на азиатский рынок, а стоимость тары и упаковки в среднем выросла на 20%.

Производители косметики отмечают, что в России значительно улучшилось производство пептидов, пребиотиков, ПАВ, живого коллагена, а сырье китайского и индийского производства не уступает по качеству европейскому.

Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России

Более половины компаний-производителей косметики в России, имеющих собственные производственные мощности, производят косметику на заказ.

Это так называемое контрактное производство, когда компания заказывает производство своей продукции на другом предприятии. Для крупных заказчиков актуальными могут и быть отдельные операции: фасовка готового продукта в упаковку заказчика, изготовление продукции из сырья заказчика, доработка формулы, расширение продуктовой линейки – в этом случае контрактное производство предоставляет компетенции или ресурсы, которых не хватает заказчику. Большинство контрактных производителей предлагает клиентам комплексную поддержку: разработку рецептуры, дизайн упаковки, подбор ингредиентов, помощь в сертификации продукции.

Контрактное производство заместило 2,3 млрд руб. ушедших мировых брендов.

В 2023 г. рынок контрактного производства косметики составил 21 млрд руб., что на 27% больше 2022 г., а его доля в общем объеме производства российской косметики увеличилась с 13% в 2021 г. до 16% в 2023 г. Учитывая такую динамику, объем контрактного производства к 2028 г. может увеличиться до 25 млрд руб.

Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России

У контрактного производства косметики большой потенциал. Контрактные производства отмечают, что их загрузка расписана на несколько месяцев вперед, что позволяет предположить, что спрос не удовлетворен. Потенциальная емкость контрактного производства почти в 6 раз выше существующей и составляет 124,2 млрд руб. Новые или небольшие бренды не имеют достаточных ресурсов для создания собственного производства и пользуются услугами контрактных. Переход на собственные производственные мощности является одной из стратегий развития, но не является обязательным: то есть даже при росте оборотов бренд может продолжать использовать контрактные мощности.

Собственная производственная площадка – это дорого. Поэтому многие популярные косметические бренды производят свою продукцию на контрактном производстве. Свое производство выгодно открывать, когда уже налажен процесс и есть стабильность в продажах. По сути, компания может убрать из производственной цепочки посредника.

Основную долю сегмента b2b в контрактном производстве занимают СТМ. Данные СТМ представлены в торговых сетях и на маркетплейсах, а также в дистрибьюторском секторе. При этом контрактное производство увеличилось в 1,5 раза с 2021 г. преимущественно за счет роста спроса на более дешевые СТМ-марки, которые начали развивать многие крупные отраслевые ретейлеры.

Контрактное производство в основном ориентировано на внутренний рынок. Это из-за неудовлетворенного внутреннего спроса и меньших рисков. А расположены крупные игроки контрактного производства косметики в основном в Московском регионе. Расположение в Москве и области является конкурентным преимуществом с точки зрения логистики, наличия широкого перечня мер административной поддержки, доступа к человеческим ресурсам, а с другой стороны, сопряжено с более высокими издержками, например, дорогой арендой.

Продвижение контрактного производства требует меньших маркетинговых бюджетов. По сравнению с рынком уходовой косметики, где наоборот, нужно больше инвестировать в маркетинг, продвижение, открытость, коммуникации, чтобы повышать уровень доверия потребителей, в контрактном производстве сейчас бόльшую роль играют рекомендации.

Основные выводы. Такими образом, можем сделать вывод, что рынок уходовой косметики в России растет, как и доверие покупателей к отечественной продукции. Появление новых косметических брендов и расширение линейки существующих стимулируют рост контрактного производства: выходят новые игроки, у существующих появляется специализация.

Компания ABN Group является надежным партнером и профессионалом своего дела. Если у Вас есть запрос на маркетинговые исследования, в т. ч. нестандартные, обращайтесь за консультацией по ссылке.

11
Начать дискуссию