Тапай «Хомяка» или умрёшь в нищете: в чём феномен криптокликеров и можно ли на них заработать?

Статья для тех, кто не знаком с миром криптовалют и пытается понять, есть ли смысл тратить время на кликеры. Выясняем, что такое Notcoin, Hamster Kombat и Blum, как они планируют монетизироваться и кто стоит за этими проектами. А главное — накликаешь ли ты в них миллионы или всё-таки беду? Время чтения ~ 7 минут.

Тапай «Хомяка» или умрёшь в нищете: в чём феномен криптокликеров и можно ли на них заработать?

Как появились криптокликеры и в чём их суть

Hamster Kombat, который перегревает телефоны и мозги десятков миллионов пользователей — в том числе бабулек у твоего подъезда, — не первый проект такого рода. 1 января 2024 года в мессенджере Telegram публично запустили игровой бот Notcoin. Именно он и стал первопроходцем набирающей обороты модели, породив бум криптокликеров.

Notcoin очаровывал простотой геймплея. Ты просто тапал (от англ. tap — нажимать) на изображение монетки в течение небольшого промежутка времени и получал за это внутриигровую валюту. Чем активнее ты стучал по экрану, тем больше зарабатывал очков. Плюс в игре был пассивный заработок монет, а также дополнительные задания: просмотр видео на YouTube, подписка в соцсетях на предлагаемых людей или отправка ссылки на игру своим контактам. Пишем об этом в прошедшем времени, потому что Notcoin как кликер уже недоступен.

Конечно, подобные игры существовали и до этого. Однако революционным стало обещание разработчиков конвертировать полученные игровые монетки в криптовалюту. То есть пользователи инвестировали бы исключительно своё время и усилия по нажатию на кнопку, а на выходе могли бы пополнить свои цифровые кошельки реальными деньгами. С определёнными оговорками заявленное в итоге и правда было реализовано. Но об этом — чуть позже.

На волне обещания почти халявных денег кликер взлетел очень быстро. Аудитория Notcoin к концу января достигла 20 млн человек. 35 млн — к середине мая, о чём рапортовал Павел Дуров, поддержавший проект. Такой успех не мог остаться незамеченным. Поэтому на хайпе у кликера появилось сразу несколько подражателей, Hamster Kombat — среди них.

«Хомяк» почти полностью скопировал геймлей предшественника. Разве что монету на экране заменили нарисованным с помощью ИИ зверьком. Плюс в игру добавили всякую мишуру с выбором внутренней криптобиржи, которой ты якобы будешь управлять. Но на сам заработок монет это влияет мало. Главное же, что Hamster Kombat перенял у Notcoin, — это обещание превратить в настоящие деньги игровую валюту, натапанную сведёнными судорогой пальцами.

При этом появление «Хомяка» сопровождала мощная пиар-кампания, какой не было у Notcoin. Интернет заполонили мемы об игре, юзеры начали массово снимать рилсы и тик-токи с разными способами увеличить свой заработок. А в начале лета о хомяке рассказал даже Wylsacom. Поскольку создатели вкладываются в свой проект серьёзно и со знанием дела, то и его аудитория растёт быстрее, чем у конкурентов.

Вслед за Hamster Kombat появился ещё один проект-кликер — Blum. Его авторы тоже обещают превратить местные блюмпойнты в деньги. Сам игровой процесс они решили не сдирать с Notcoin один в один и добавили изюминку: тапать нужно на летящие сверху вниз экрана цветочки. Среди них попадаются бомбы, которые могут уничтожить весь твой прогресс в текущем раунде. Поэтому получить монетки в игре сложнее, чем в других кликерах. Дополнительные способы заработка те же: пассивный фарминг, допзадания, реферальные ссылки и т.д.

Важная особенность Blum в том, что проект позиционирует себя ещё и как будущую криптобиржу внутри Telegram. Главная страница их сайта встречает соответствующим оффером: «Все монеты — одно приложение». Blum в будущем даст возможность покупать и продавать криптовалюту прямо в мессенджере, упрощая торговлю для рядового юзера. Дополнительно создатели кликера обещают, что реализуют механику, где нужно будет тапать по монетам-аналогам криптовалют, которые будут начисляться прямо на кошелёк пользователя.

Конечно, этими тремя проектами дело не ограничивается. Есть и менее раскрученные, но тоже популярные игры подобного формата. И вполне возможно, что пока мы пишем этот текст, кто-то предприимчивый запустил и раскрутил ещё один кликер, который обещает озолотить своих юзеров. Но указанные нами проекты — это самые известные и показательные примеры, которые задают вектор развития для остальных. На них и сфокусируемся.

Кто стоит за криптокликерами и можно ли доверять этим людям

→ Notcoin

Основатель проекта — Александр Плотвинов. Найти подробную информацию о нём довольно сложно: все ссылки замыкаются сами на себя. Кто придумал и запустил Notcoin? Александр Плотвинов. Кто такой Александр Плотвинов? Создатель Notcoin.

Александра также называют основателем площадки Open Builders. Она создана для операций с монетой Toncoin от Telegram, а также поддержки и развития связанных с ней проектов. Делает ли это Александра более понятным персонажем? Кажется, что нет. Зато становится ясно, почему проект поддерживает Паша Дуров.

А ещё на Хабре есть интервью от 2019 года, где будущий создатель Notcoin рассказывает, как из UX-дизайнера превратился в продакт-менеджера во Wrike. Последнее, возможно, любопытно само по себе и показывает, что Александр — живой человек, а не сгенерированный ИИ персонаж. Но к теме криптовалют всё это отношения не имеет.

В рамках своих интервью уже от 2024 года Александр говорит исключительно о Notcoin. Про свой личный бэкграунд не упоминает ни он сам, ни его собеседники. Среди которых, например, звезда российского бизнес-ютуба Александр Соколовский.

Конечно, тот факт, что об Александре Плотивнове и остальной команде известно так мало, сам по себе не говорит, что Notcoin — этой какой-то развод. У нас хотя бы есть человек, который открыто берёт на себя ответственность за проект. Плюс игру поддерживает Павел Дуров. Но и насторожиться по началу тут было от чего.

→ Hamster Kombat

Здесь всё ещё интереснее. О том, кто отвечает за самую хайповую интернет-историю 24-го so far, мы вообще ничего не знаем. Основатели намеренно не раскрывают имён и отказываются от интервью. Однако ходят слухи, что фаундером проекта стал россиянин Эдуард Гуринович — сооснователь CarPrice и CarMoney, а также блокчейн-платформы Expload.

Проверить, действительно ли Гуринович имеет отношение к разработке и запуску кликера, возможности нет. Зато достоверно известно, что именно он зарегистрировал права на использование бренда «Хомяка» на территории Российской Федерации. Это значит, что все доходы от продажи мерча Hamster Kombat уйдут российскому бизнесмену.

Если шумиха вокруг проекта сохранится, то потенциально только на футболках и прочих фанатских сувенирах создателям можно будет серьёзно озолотиться. Особенно, если покупку мерча получится интегрировать в саму игру. Вряд ли реальные оунеры упустили бы такую возможность заработать. Это может указывать на то, что Эдуард и правда имеет непосредственное отношение к игре. С другой стороны, если создатели находятся на Западе, то из-за санкций им может быть сложно участвовать в продвижении продукта в РФ. Тогда Гуринович может быть лишь посредником.

Подобная таинственность не играет проекту на руку и не добавляет доверия. Если обещания превратить внутреннюю валюту в реальные деньги — не развод, то хотелось бы, чтобы хоть кто-то взял ответственность за подобные слова. Почему стоит верить заявлениям анонимусов? Чья репутация здесь стоит на кону? Так много вопросов, так мало ответов…

→ Blum

Blum из этой троицы — пока что самый понятный проект в плане ответственных за него людей. Сооснователем выступает Владимир Смеркис, который до сентября 23-го был директором в РФ крупнейшей мировой криптобиржи Binance. Ещё один человек, который имеет прямое отношение к игре, — Глеб Костарев. Он также работал в Binance директором и отвечал за Восточную Европу. А затем покинул компанию вместе со Смеркисом. Третий сооснователь и технический директор — Владимир Масляков. Согласно инфо на сайте, он уже 24 года работает в в сфере финансов, высокочастотного трейдинга (HFT) и блокчейн-технологий.

Тот факт, что мы полностью знаем команду Blum и её историю, подкупает. Кроме того, все трое давно занимаются криптовалютами и блокчейном. У них есть нужный опыт и репутация на рынке. Создатели кликера не прячутся от аудитории: у Владимира есть свой блог на YouTube, где он рассказывает не только о Blum, но и о криптовалютах в целом. Также он ходит на интервью, где открыто рассказывает о проекте. Аналогично себя ведёт и Глеб Костарев.

Так что веры в Blum точно больше, чем в историю с Hamster Kombat. Хотя, безусловно, публичность фаундеров — ещё не залог конечного успеха проекта.

Важная терминология мира криптокликеров

Говоря о том, как перечисленные проекты планируют превратить (а Notcoin — уже) натапанные монеты в реальные деньги, не получится избежать упоминания нескольких терминов. Этот лексикон не уникален и давно используется в мире криптовалют.

Первый термин — это майнинг (mining), то есть добыча монеток всеми доступными в игре способами. Технически заработок игровой валюты в упомянутых кликерах разительно отличается от майнинга настоящей криптовалюты. Это может вводить в заблуждение и путать, так что важно помнить о том, что разница есть. Тем более что во многих материалах о криптокликерах можно встретить именно это понятие.

Следующий важный термин — листинг (listing), то есть процесс допуска игровой валюты до торгов на криптобирже. Если это произойдёт, то заработанные в игре очки станут уже полноценной криптовалютой, им будет присвоена рыночная стоимость и их можно будет обменивать на другие активы. В том числе — на доллары (а там и на рубли, тенге, фантики). Делистинг означает, что торги криптовалютой на площадке прекращаются.

Ещё одно понятие — аирдроп (airdrop). Здесь речь идёт о бесплатной раздаче разработчиками игровых монет либо токенов (других цифровых активов) своим пользователям. В основном такой ход нужен для раскрутки проекта и привлечения новых пользователей. А также для увеличения активности внутри кликера: монетки часто раздаются в качестве поощрения за конкретные действия. Но что ещё важно — аирдропы проводятся в том числе перед листингом, поэтому это событие вызывает особый ажиотаж. А ещё есть ретродроп (retrodrop) — раздача монеток старым пользователям за их активность, преданность, взаимодействие с другими юзерами или транзакции внутри проекта.

Отдельно стоит упомянуть вайтпейпер (white paper, WP) — довольно важный документ, который должен рассказать о технических деталях проекта, его целях и планах. В том числе — о команде и способах монетизации. То есть это программный документ, который в теории мог бы ответить всем заинтересованным на самые животрепещущие вопросы: например, как там с деньгами и монетизацией? Когда листинг? Какая конечная цель и миссия проекта?

Так вот у «Блюм» такого документа пока просто нет. У «Ноткоин» он как бы есть, но именно что «как бы»: файл состоит из пустых страниц. А вот вайтпейпер от Hamster Kombat уже похож на полноценный документ, каким он и должен быть. Правда, только внешне. Потому что в плане содержания в нём указана либо уже известная информация, либо даны максимально расплывчатые формулировки. Конкретики по датам листинга (он перенесён на неопределённый срок) или относительно того, кто всё-таки рулит проектом, нет никакой.

Тапай «Хомяка» или умрёшь в нищете: в чём феномен криптокликеров и можно ли на них заработать?

Как игры планируют конвертировать монеты в деньги

Пока единственный проект, который позволил юзерам заработать реальные деньги на игровых монетах, — это Notcoin. Листинг токена Not стартовал в середине мая 2024 года, то есть спустя 4,5 месяца после официального запуска. К этому моменту «тапательный» этап проекта был завершён, заработать очки в игре уже было нельзя.

До торгов монету допустили сразу несколько крупных криптобирж: Binance, Bybit, OKX. Через несколько часов после старта торгов монета закрепилась на отметке $0,006. Такая низкая цифра связана с тем, что бОльшая часть пользователей резко кинулась продавать свои активы и менять игровые монетки на реальные деньги. А это моментально обрушило стоимость токена. На момент написания этой статьи его стоимость стабилизировалась и колеблется уже в районе $0,0128. Пиковое значение было зафиксировано в начале июня — $0,0288. Актуальный курс ты можешь узнать здесь.

Важно уточнить, что не весь баланс монет, заработанных в игре, можно было конвертировать в реальные деньги: ноткоины сжигались в пропорции 1000 к 1. То есть если пользователь натапал 1 000 000 очков, то во время листинга его баланс сокращался всего до 1 000 монеток. На пике эту тысячу можно было конвертировать в реальные $28,8. Сейчас то же количество монет можно обменять на $12,8. Деньги доступны в кошельке внутри Telegram.

В данный момент платформа Notcoin, которая до этого была кликером, превратилась в площадку для запуска других проектов в рамках TON. Если эти проекты захотят привлечь аудиторию, то смогут купить Ноткоины на бирже, тем самым заявив о себе и увеличив спрос на саму монету. Купленные Ноткоины создатели смогут раздавать или обменивать внутри своего приложения. Вся эта затея пока находится лишь на начальной стадии и во что она выльется в конечном счёте, предположить пока сложно.

Модель, с помощью которой создатели Notcoin превратили виртуальные баллы в реальные деньги, планируют использовать и Hamster Kombat, и Blum. Поэтому сообщества игроков внимательно следят за новостями и ждут сообщения о листинге. И если создатели Blum не обнадёживали своих юзеров конкретными датами, то в дорожной карте «Хомяка» был указан июнь-июль 2024 года. А теперь этот момент был сдвинут на неопределённый срок. «Ждите, ваш звонок очень важен для нас».

Критика проектов

До листинга Notcoin — а вместе с этим и первых заработков игроков — самой популярной претензией было неверие в проект и возможность его монетизации. Главный аргумент от противников кликера звучал примерно так: зачем тратить время на скам, развод и лохотрон? И такое отношение можно было понять. Пустой вайтпейпер, слоган «Probably nothing», да и само название «Немонета» непрозрачно намекали, что всё это вполне вероятно ведёт в никуда.

При этом справедливости ради стоит отметить, что Notcoin не требовал ничего, кроме твоего времени. Да и его он отнимал совсем немного. Какой-то истерии вокруг проекта тоже не было: игра хайпанула, но лишь в определённой части интернета — в основном среди тех, кто был в теме криптовалют или знал тех, кто в теме. Так что выбор был простой: тратить время на сомнительную затею или нет. Те, кто всё-таки решил уделить внимание проекту, в итоге смогли конвертировать затраченный ресурс в деньги. Те, кто прошёл мимо, тоже потеряли не так много. Заработать на игре получилось, но речи о миллионах не шло.

Другое дело — «Хомяк». У проекта довольно агрессивная пиар-компания, которая в том числе играет на страхе потерять выгоду. Тебе ведь обидно, что не получилось узнать про биткоин году так в 2012-м и заработать на этом состояние? Так вот не повторяй своих ошибок: тапай, ТАПАЙ на хомяка! Ещё один неприятный момент — продажа рекламы внутри самой игры. Например, проект уже заколлабился с известным букмекером и начал активно зарабатывать на своей аудитории. А вот заработают ли сами игроки, как это было с Notcoin, — всё ещё большой вопрос.

Также на волне популярности активизировались и мошенники. Как и всегда, их жертвы — самые доверчивые, нетерпеливые и невнимательные люди, которые заждались листинга и хотят поскорее забрать свои честно натапанные деньги. Конечно, пользователи любой из перечисленных игр натыкаются на левые ссылки, переход по которым может привести к угону аккаунта или краже личных данных. Но особенно достаётся любителям «Хомяка», аудитория которого максимально широка, но далеко не всегда искушена в вопросах цифровой грамотности и защиты от фишинга.

Вообще, игроки в Hamster Kombat — отдельная проблема. Среди них практически нет финансово грамотных людей и тех, кто умеет пользоваться криптовалютами. Так что даже если листинг пройдёт удачно и токен начнёт торговаться на бирже, то миллионы юзеров сразу побегут обменивать игровую валюту на реальную. Такой перекос в спросе и предложении мгновенно обесценит монету. А инструментов, чтобы поднять её стоимость после такого провала, нет. Такое было и с Ноткоин, но с «Хомяком» будет масштабнее. Если вообще будет.

И, наконец, Blum. Этот проект своим подходом близок к Notcoin: шум вокруг игры несравним с вирусным маркетингом Hamster Kombat. Внутри нет рекламы, да и времени кликер отнимает немного. Плюс опыт создателей проекта и их тесные связи с миром криптовалют вселяют надежду, что листинг реально состоится и что цена блюмпойнтов на рынке будет вменяемой. Но опять же: вряд ли вывести в реал получится больше нескольких тысяч долларов. И это в самом лучшем случае.

Тапай «Хомяка» или умрёшь в нищете: в чём феномен криптокликеров и можно ли на них заработать?

Итоги

Поскольку перед глазами уже есть пример успешного листинга Notcoin и конвертации игровых монет в реальные деньги, то называть все подобные проекты скамом уже не получится. По сути, главное, чего хотят от тебя криптокликеры — это время и внимание. Если не переходить по сомнительным ссылкам, то риск наткнуться на мошенников и потерять свои деньги практически отсутствует. А вот шансы заработать, пусть и не так много, действительно есть.

При этом время — довольно ценный ресурс. И стоит хорошенько подумать, нужно ли тратить его на проекты типа «Хомяка», за который никто не готов взять публичную ответственность и который уже начал продавать своих пользователей рекламодателям. Возможно, даже просмотр сериальчика доставит тебе больше удовольствия, чем нервное тыкание в телефон. Ведь последнее уже приносит деньги создателям-анонимусам, но никак не тебе.

Проекты типа Notcoin и Blum выглядят более перспективными. Их создатели (которых мы хотя бы знаем — кого-то лучше, кого-то хуже, но всё же) имеют непосредственное отношение к блокчейн-технологиям и криптовалютам в частности. Поэтому первые уже выполнили обещание и дали возможность юзерам заработать. Вторые пока ещё готовятся это сделать. И всё это — без рекламы букмекеров. Плюс если Blum удастся стать биржей внутри Телеги, то это будет довольно удобный инструмент для работы с криптой.

Понятно, что никакой халявы не бывает. И никто деньги просто так не раздаёт. Так что если проекты типа Notcoin и дают возможность своим пользователям монетизировать игровые баллы, то всё это — лишь крошки с барского стола. Крупный заработок остаётся у самих создателей и приближённых к ним лиц. Плюс о каких-то их дополнительных мотивах мы можем пока просто не знать.

Но если перспектива заработать несколько сотен долларов в обмен на своё время не кажется тебе сомнительной, то почему бы не попробовать?

★★★★★

Кроме блога на VC, у K2b есть также классный канал в Телеге — подписывайся. Там тебя ждут новости из мира стартапов и бизнеса. А также материалы, которые помогут вырасти как специалисту.

Ещё мы записываем подкаст «Как там бизнес?» Ищи его на YouTube, в Apple-подкастах и Яндекс Музыке, а также на Дзене. Читай, смотри, слушай, комментируй — мы рады обратной связи.

Начать дискуссию