От хобби к бизнесу: как понять, что ты можешь превратить любимое дело в прибыльный проект?

Основатели K2b развивают стартапы и бизнес в России с 2008 года. Многие из этих проектов выросли из хобби. В этой статье рассказываем, что потребуется от тебя лично и что именно нужно сделать, чтобы масштабировать любимое дело до успешного бизнеса.

Время чтения ~ 6 минут

От хобби к бизнесу: как понять, что ты можешь превратить любимое дело в прибыльный проект?

Хобби — это страсть. Ты занимаешься им по любви, а не принуждению. Прокачиваешься и становишься настоящим экспертом, потому что искренне горишь. Более того, многие хобби стоят серьёзных денег. Это помимо потраченного времени и сил. Почему бы не попробовать отбить свои вложения?

«Найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни» — ну, вот это вот всё. Слышали такое в разных вариациях миллион раз. Кажется, что в век, когда монетизировать можно что угодно, даже воду из ванной продавать, проблем и правда быть не должно. Просто берёшь и масштабируешь хобби до полноценного бизнеса. Особенно заманчивыми эти мысли кажутся, когда текущая работа превратилась в беспросветную рутину.

Но, конечно, в реальности всё будет гораздо сложнее. Если хобби — это страсть, то бизнес требует расчёта и холодной головы. Важно заранее оценить риски и ответственность. Так что давай в рамках этой статьи вместе пробежимся по нескольким пунктам, чтобы понять насколько ты, твоё хобби и мир бизнеса совместимы.

Разберём три вопроса:

→ Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным бизнесменом?

→ На каких принципах строится прибыльный бизнес?

→ Что нужно сделать, чтобы хобби превратилось в бизнес?

Пять личных качеств предпринимателя, без которых тебе будет сложно в бизнесе

Бизнес — это самореализация, свобода, помощь людям и много других классных возможностей. Но ещё это сложное конкурентное окружение, постоянный стресс и жёсткие дедлайны. Это множество различных показателей и цифр, за которыми нужно следить, чтобы не потонуть.

Управление даже небольшим бизнесом требует определённых навыков, которые не нужны в рамках хобби. Их можно освоить в процессе, набив шишки и научившись на своём горьком опыте. А можно подготовиться ещё до старта. Проверь, насколько ты соответствуешь следующим критериям и узнаёшь ли в них себя ↴

✅ Коммуникабельность

Бизнес — это отношения. Над ними надо постоянно работать. Поэтому общаться придётся много: с коллегами, партнёрами, клиентами, конкурентами. И речь не о small-talk, а о полноценной деловой коммуникации, которая должна приносить результат. Продажи, поиск инвесторов, заключение контрактов, решение конфликтов — везде необходимо уметь договариваться и отстаивать свои интересы.

✅ Гибкость и адаптивность

В бизнес-среде реальность вообще часто расходится даже с чётко продуманными планами. А уж в последнее время особенно. Поэтому тебя не должна пугать или нервировать перспектива изменения условий, в которых придётся развивать своё дело. Вплоть до резкой смены формата самого бизнеса.

✅ Организованность

«Почему в сутках только 24 часа?» — это вопрос не из детской энциклопедии, а из головы практически любого бизнесмена. Времени на всё тотально не хватает. Так что уметь расставлять приоритеты, следовать графику, соблюдать дедлайны важно и для развития своего дела, и для сохранения здоровья.

✅ Решительность

Переложить ответственность на начальника не получится. Иначе выйдет, как в том меме с человеком-пауком, показывающим на самого себя. Коллектив в критических ситуациях будет смотреть на тебя как на лидера, который знает, что делать. Так что надо уметь действовать быстро и без колебаний. Даже если ты вообще не понимаешь, что происходит.

✅ Финансовая грамотность

Сколько разных циферок придётся увидеть и понять: EBITDA, прогнозы движения денег, рентабельность… Так вот зачем в школе была нужна математика! Перспектива ведения бухгалтерии редко заводит тех, кто думает о своём деле. Конечно, всё можно делегировать. Но разбираться хотя бы в основах финансового учёта нужно обязательно. Иначе можно остаться ни с чем.

Узнали, согласны?

Список выше — далеко не полный. И, конечно, никто не будет тебя экзаменовать на соответствие ему перед тем, как ты выпустишь свой проект на рынок. Но бизнес в России имеет свои особенности. Пункты выше выстраданы предыдущими поколениями предпринимателей, практически написаны их кровью. Так что без большей части указанных качеств тебе будет тяжеловато.

Хорошая новость в том, что всему можно научиться. Или найти деловых партнёров, чьи личные качества помогут компенсировать отсутствие таковых у тебя. Если подобных людей нет в ближайшем окружении, поможет нетворкинг.

Так что при правильном подходе свой успешный бизнес может начать даже неразговорчивый интроверт. Лишь бы в руководстве был человек-противовес.

От хобби к бизнесу: как понять, что ты можешь превратить любимое дело в прибыльный проект?

Что нужно бизнесу, выросшему из хобби, чтобы стать успешным?

С критериями личности предпринимателя разобрались. Следующий вопрос: что именно делает бизнес прибыльным, а продукт — востребованным на рынке? Например, в качестве хобби ты можешь печь классные торты, которые будут разлетаться среди твоих знакомых за секунды. Ты также можешь обладать всеми необходимыми качествами успешного бизнесмена. Но будет ли этого достаточно, когда ты масштабируешь свой проект до полноценной пекарни?

Чтобы успешное хобби превратилось в прибыльный бизнес, нужно учесть ещё несколько важных слагаемых ↴

✅ Соответствие продукта рынку

Оно же Product-Market Fit. Это один из ключевых показателей, который говорит о заинтересованности аудитории в твоём товаре или услуге. Если простыми словами — тебе нужно дать людям то, что им нужно, и тогда, когда им нужно. В идеале — предложить что-то, чего нет у конкурентов. Когда ты соответствуешь рынку, клиенты готовы не только платить за продукт, но и активно рекомендовать его знакомым. Качество твоего предложения само по себе помогает бизнесу расти и зарабатывать больше.

Чтобы не промахнуться с Product-Market Fit, необходимо исследовать рынок и потребности целевой аудитории. Это должен быть полноценный маркетинговый анализ, а не гадание на кофейной гуще или раскладе таро. Если у тебя не будет портрета ЦА и понимания её боли, то даже классное предложение рискует провалиться, потому что не попадёт под запрос конкретного рынка.

✅ Планирование

План не нужен, если ты делаешь что-то для себя или близких. Но как только ты выходишь на широкую аудиторию, то хаос в ведении дел быстро закончится провалом. Продуманный бизнес-план должен содержать анализ операционных процессов, распределение зон ответственности, маркетинговую стратегию, прогнозы доходов и расходов.

Так ты расставишь приоритеты, распределишь свои ресурсы и сведёшь к минимуму возможные потери. Ну, и вообще поймёшь, что и зачем ты делаешь. А сравнение плана с реальностью в дальнейшем поможет быстрее найти и скорректировать узкие места твоего проекта.

✅ Маркетинговая стратегия

Слоган «Реклама — это двигатель торговли» известен каждому и кажется очевидным. Но удивительным образом многие решают сэкономить на маркетинге на самом старте, когда раскрутка нужна особенно сильно. Конечно, можно ткнуть пальцем в небо или ещё куда-нибудь и случайно попасть в свою ЦА. Да так метко, что сарафанное радио заработает лучше любого реального. Но это крайне маловероятно.

В реальности даже самому классному продукту, у которого нет конкурентов в своей нише, придётся продираться сквозь общий вязкий туман инфошума. Грамотная маркетинговая стратегия, словно мощный фонарь, подсветит путь, на котором встретятся твой продукт и его покупатели. А её отсутствие приведёт к тому, что с большой вероятностью в этом тумане ты заблудишься, безвозвратно растеряв и без того ограниченные ресурсы.

✅ Финансовая устойчивость

Бизнес можно развивать исключительно за счёт своих средств, прибегая к стратегии бутстрэппинга. Или привлекать внешнее финансирование, взяв на себя все риски перед кредиторами. Поэтому важно заранее определиться, откуда именно твоё дело будет брать капитал для роста и развития.

Плюс могут вмешаться непредвиденные факторы вроде необходимости купить новую технику взамен сломанной. Или подстраховать себя, если начнутся проблемы с поставщиками. Чем меньше неопределённости у тебя будет в вопросе финансов, тем более предсказуемым будет успех твоего бизнеса.

✅ Юридическая поддержка

ИП, АО или ООО? Выбор конкретной формы юридического лица влияет на то, сколько налогов придётся платить, как будут выглядеть учредительные документы, кто будет принимать ключевые решения и т.д. Если у тебя будут бизнес-партнёры, то правильным шагом станет составление с ними аналога брачного договора. Укажите в нём всё, что вас тревожит, и заранее продумайте варианты решения спорных ситуаций, пусть даже гипотетических. На кону будет стоять репутация бренда, так что лучше подстраховаться и не верить никому на слово. Даже родителям, бывает всякое.

Подитог

Личные качества ещё можно подтянуть в процессе или компенсировать за счёт деловых партнёров. Но вот промах с ЦА, отсутствие вменяемой маркетинговой стратегии, хаос в финансовых и юридических вопросах похоронят твой бизнес с вероятностью близкой к 100%. Если чувствуешь, что в одиночку не справишься, то не бойся спрашивать совета у более опытных предпринимателей из близкой тебе сферы.

Регистрируйся на онлайн-площадках для нетворкинга, участвуй лично в бизнес-клубах или ходи на лекции. Те, кто уже вывел своё хобби на новый уровень и научился на нём хорошо зарабатывать, смогут стать для тебя полноценным наставником. Они расскажут, где расставлены грабли и как их обойти. Лучше чуть запариться на старте и подготовиться, чем прогореть и выгореть, практически не вспыхнув.

От хобби к бизнесу: как понять, что ты можешь превратить любимое дело в прибыльный проект?

Что нужно, чтобы превратить хобби в бизнес и начать зарабатывать: чек-лист

Резюмируем, систематизируем и ужмём до краткого гайда наши рекомендации. Скучаешь на приевшейся работе, при этом у тебя есть любимое хобби и ты периодически думаешь о том, чтобы превратить его в дело всей жизни? Вот тактика, которой стоит придерживаться, чтобы прийти к успеху:

→ Исследуй рынок и целевую аудиторию

Так ты поймёшь, будет ли твой продукт пользоваться спросом и что можно улучшить, чтобы точно попасть в сердечко потенциальных покупателей.

→ Составь бизнес-план

Цели, стратегии, бюджеты, маркетинг — постарайся продумать все свои шаги, распиши зоны ответственности и проставь примерные сроки достижения первых результатов.

→ Определись с источниками финансирования

На первых парах ты будешь работать на свой бизнес, а не наоборот. Поэтому посчитай, сколько денег тебе потребуется для запуска и откуда их можно взять.

→ Оформи всё юридически

Нельзя пускать всё на самотёк и строить бизнес исключительно на доверии. Если строишь что-то всерьёз, нужно оформить документы и закрепить ответственность официально.

→ Разберись с бухгалтерией

Вдохни-выдохни и за дело. Всё это не так весело, но точно очень нужно. Установи системы отслеживания доходов и расходов, чтобы ни одна копейка не улетела мимо кассы.

→ Прокачивай себя

Этот пункт вообще стоит вынести отдельно, потому что учиться придётся постоянно. Найди себе сильное окружение, наставника и тянись к звёздам, пока не станешь одной из них. Но и это не будет поводом останавливаться.

Бизнес — это путь. Просто сделай первый шаг

Джефф Безос начал торговать книгами и придумал Amazon, потому что очень любил читать. Ник Вудман придумал камеру GoPro, а затем и одноимённую компанию, потому что любил сёрфинг и снимать свои покатушки на видео. И даже техногигант Apple вырос из хобби своих создателей, Возняка и Джобса, которые познакомились в клубе компьютерных энтузиастов.

Это несколько примеров топовых компаний, причём очень разных, основой для появления которых стало какое-то увлечение их создателей. Никто из них не мог предугадать, к чему это всё в итоге приведёт. Можно было бы вспомнить ещё сотни и тысячи других вдохновляющих примеров бизнеса, который вырос из хобби. Но наша мысль и так ясна: то, что ты любишь больше всего на свете, может принести тебе миллионы.

Это не инфоцыганские мантры, а реальность. Главное, подходить ко всему с умом и чётким планом, даже если импровизация — твоё всё. Изучай целевую аудиторию и её потребности, критически оценивай свои возможности, проявляй гибкость. Креативная экономика даёт возможность реализовать себя практически в любой сфере.

Конечно, даже при максимально правильном подходе тебе понадобится удача. Но ведь везёт тому, кто везёт. Так что дерзай.

★★★★★

Кроме блога на VC, у K2b есть также классный канал в Телеге — подписывайся. Там тебя ждут новости из мира стартапов и бизнеса. А также материалы, которые помогут вырасти как специалисту.

Ещё мы записываем подкаст «Как там бизнес?» Ищи его на YouTube, Apple-подкастах и Яндекс Музыке, а также на Дзене. Читай, смотри, слушай, комментируй — мы рады обратной связи.

11
2 комментария

Знаете, в статье вы дали такие же общие фразы, как и десятки других экспертов, как и десять лет назад. Вы взяли пример хобби - выпечка тортов. Так вот, опишите, как этому человеку исследовать свою ЦА? Список вопросов, кроме родных и друзей, где брать людей для интервью ли опроса? В общем, не получил от вас пользы читатель в этой статье.

Ответить
Автор

Наталия, спасибо за интерес к статье и обратную связь! Кажется более уместным, если каждый будет отвечать за себя. У этой статьи разные читатели, и вы не можете знать, кто из них получил пользу, а кто — нет :)

Если конкретно вы не нашли ничего нового в этом материале, то, возможно, потому что уже знакомы с мнениями десятков экспертов, которые читаете уже десять лет? В таком случае вы просто не целевая аудитория статьи.

Что касается сути замечания, то да, мы действительно не раскрыли, как именно нужно анализировать ЦА. Как и не углубились в суть финансовых, юридических и многих других аспектов. Потому что в противном случае в плане объёма материала это будет не статья-ликбез для новичков, а полноценная книга.

Но мы раскроем и эту тему, и многие другие более подробно в рамках наших следующих публикаций как на VC, так и на других ресурсах: в Телеграм-канале и на Дзен. Мы запустились совсем недавно, и пока не все подобные вопросы успели раскрыть :)

Ответить