{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Инвестиционные платформы для непубличных АО: привлечение дополнительного финансирования в компанию

Стартапы нуждаются в постоянном потоке денежных средств. Для привлечения инвестиций есть несколько способов: займ (кредит), выпуск акций и выпуск облигаций. Эксперты АО «Новый регистратор» специально для K2B рассказывают, как инвестиционные платформы помогают реализовать данные инструменты. И что же в итоге выгоднее.

Как инвестиционные платформы могут помочь стартапам?

Инвестиционная платформа — информационная система, используемая для заключения договоров инвестирования между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции. Доступ к платформе предоставляется её оператором.

Представь ситуацию: у владельца есть свой проект и идея, которую точно оценят инвесторы. Возможно, он уже нашёл лиц, готовых профинансировать проект. Однако наступает следующий шаг, а именно осуществление сделки. Именно в проведении сделок, а иногда и в привлечении инвесторов помогают инвестиционные платформы.

На платформу можно выйти с минимальными вложениями. Но необходимо зарегистрированное юридическое лицо. Суть платформ — организовать знакомство инвесторов с идеей, которую они готовы профинансировать.

Первый сценарий взаимодействия на платформе: краудинвестинг

Краудинвестинг — это инвестирование денежных средств в эмиссионные ценные бумаги компаний: акции, облигации.

Чтобы разместить акции, необходимо создать акционерное общество. При его регистрации можно определить размер уставного капитала от 10 000 ₽. И впоследствии разместить выпуск акций при помощи инвестиционной платформы.

Реестродержатель (регистратор) — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который ведёт реестры акционеров. Регистраторы также могут предлагать дополнительные услуги: создание АО, проведение собраний акционеров и заседаний совета директоров, юридическую поддержку деятельности по корпоративному управлению.

Выбор платформы зависит от наличия инвестора. Если владелец стартапа заранее позаботился о поиске частного инвестора или обратился в клуб венчурных инвесторов и смог заинтересовать их, то можно обратиться к инвестплатформе, принадлежащей реестродержателю (регистратору).

Платформы, принадлежащие регистратору, будут полезны тем, кому необходимо наиболее быстро и удобно осуществить процедуру выпуска ценных бумаг. Ведь если идти напрямую в ЦБ, то нужно будет оплатить пошлину и ждать около месяца. Также через реестродержателей обеспечивается и безопасность сделки — благодаря проведению расчётов через номинальный счёт. Такие платформы, как правило, — это дополнение к основной деятельности регистраторов.

Если же инвестор ещё не найден, можно обратиться к операторам инвестиционных платформ, которые организуют взаимодействие с инвесторами. Для них это основной вид деятельности. Данные платформы созданы, чтобы объединять частных инвесторов и нуждающиеся в финансировании компании. То есть в отличие от регистраторов такие операторы действительно создают платформы, на которых можно найти инвестора. В таком случае возможность финансирования предлагается всем инвесторам, зарегистрированным на платформе.

Таким образом компания все ещё остается непубличным АО. Это позволяет сэкономить время и средства ввиду отсутствия необходимости создания ПАО и размещения акций на бирже, для чего требуется несколько лет и крупные финансовые вложения.

Вне зависимости от того, какую платформу выберет владелец идеи, для финансирования посредством краудинвестинга необходимо создать акционерное общество. Отсюда возникает необходимость не только регистрировать выпуски акций и проводить годовые собрания акционеров. Необходимо также следить и управлять корпоративным процессом, чтобы контрольный пакет оставался у владельца, если стоит цель обеспечить максимально достижимый уровень контроля в АО.

Для этого существует два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Владельцы привилегированных акций, как правило, не принимают участие в управлении обществом (за исключением некоторых случаев). Владельцы обыкновенных акций имеют право голоса на общих собраниях акционеров и могут тем самым влиять на принятие важных решений для бизнеса: о выплате дивидендов, о составе совета директоров и не только. Также бизнес может привлекать финансирование с помощью внебиржевых облигаций, которые позволяют текущим собственникам бизнеса сохранить свои доли в компании и не согласовывать стратегические и операционные решения с инвесторами, купившими эти облигации.

В дополнение к вышеописанным аспектам бизнес должен раскрывать информацию, а именно: публиковать годовые отчёты, в том числе финансовые, сведения о приобретении более 20% голосующих акций любого другого публичного или непубличного АО — в случае, если количество акционеров превышает 50. Непубличное общество, публично разместившее облигации или иные ценные бумаги (за исключением бумаг, конвертируемых в акции), должно раскрывать ещё больший объём информации.

С одной стороны, на владельца накладываются дополнительные обязанности. А с другой, это сделано для того, чтобы бизнес был открытым для инвесторов, привлекательность компании повышалась, а горизонт планирования — расширялся.

Со многими задачами и бумажной работой помогают справиться корпоративные юристы или реестродержатели, предлагающие консультационные услуги и выполняющие функции корпоративного секретаря за дополнительную плату.

В итоге стартапу проще привлекать долгосрочные инвестиции и развивать новые направления в бизнесе с помощью акционерного общества. Однако это влечёт за собой дополнительную нагрузку в области корпоративного управления.

Второй сценарий взаимодействия на платформе: краудлендинг

Краудлендинг — это предоставление процентных займов под финансирование размещённых на платформе проектов.

Инвестор через платформу, сопровождающую сделку, даёт в долг владельцу бизнеса под определённые проценты и с оговоренным сроком. Чаще всего ставка начинается от 18% (по состоянию на январь 2024 года). На многих платформах предусмотрено обеспечение займов имуществом или личным поручительством.

Относительно банковского кредита займ на платформе имеет преимущества:

✓ Можно занимать не самые крупные суммы;

✓ Сумму можно получать поэтапно в соответствии с этапами реализации идеи;

✓ Выплатив займ, можно повысить доверие будущих инвесторов к себе.

Краудлендинг может быть полезен, если компании нужно получить сравнительно небольшие суммы и стоит выбор между займом у инвесторов или кредитом в банке. Однако любой долг необходимо возвращать. Для этого владелец должен быть уверен, что идея принесет прибыль в определенные сроки. А это — нетипичный для стартапа сценарий.

Что же в итоге выбрать?

Краудлендинг:

→ Если идея не принесёт прибыль в ближайшее время, бизнес может не успеть покрыть долг

→ Отсутствие необходимости создавать акционерное общество

→ Сниженная надёжность и доверие инвесторов

→ Есть риск ареста имущества в случае невыплаты тела долга и его процентов

Краудинвестинг

→ Дивиденды акционерам компания платит с прибыли по решению общего собрания акционеров

→ Необходимость создания акционерного общества

→ Повышенная надёжность и доверие инвесторов

→ Выпуская обыкновенные акции, владелец по сути делится долей в бизнесе. Поэтому необходимо отслеживать баланс обыкновенных и привилегированных акций, а также своего пакета акций по отношению к миноритарным акционерам

Стоит отметить один важный фактор: для привлечения финансирования с помощью краудлендинга нет необходимости создавать акционерное общество. Для регистрации своего проекта на краудлендинговых платформах достаточно иметь юридическое лицо (например, ООО) или статус индивидуального предпринимателя. Это сразу упрощает процесс привлечения средств в сравнении с краудинвестингом, где для выпуска акций необходимо создание АО.

Следует помнить и о том, что займ рано или поздно заканчивается, а акционеры с обществом остаются если не навсегда, то на очень долгий срок. Однако именно в рамках акционерного общества лучше реализуется открытость и корпоративное управление. А все это — факторы, влияющие на рост стартапа и дальнейшее привлечение инвесторов.

Итоги:

1. Существуют два основных инструмента привлечения средств: краудлендинг и краудинвестинг. Краудлендинг — это предоставление процентных займов, а краудинвестинг — это инвестирование в ценные бумаги компании (акции, облигации).

2. Какую платформу для краудинвестинга выбрать — принадлежащую регистратору или специализированную — зависит от наличия инвесторов и необходимости их поиска.

3. При выборе инструментов привлечения инвестиций владелец сталкивается с выбором организационно-правовой формы. А в данном вопросе все зависит от того, что удобнее и выгоднее в конкретной ситуации для того или иного стартапа.

★★★★★

Кроме блога на VC, у K2b есть также классный канал в Телеге — подписывайся. Там тебя ждут новости из мира стартапов и бизнеса. А также материалы, которые помогут вырасти как специалисту.

Ещё мы записываем подкаст «Как там бизнес?» Ищи его на YouTube, Apple-подкастах и Яндекс Музыке, а также на Дзене. Читай, смотри, слушай, комментируй — мы рады обратной связи.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда