Могу-хочу-надо. Как помочь ребёнку определиться с профессией?

Начало учебного года – повод для учеников и родителей задуматься еще на одну тему. Речь о будущей работе ребенка: на кого и где учиться.

Могу-хочу-надо. Как помочь ребёнку определиться с профессией?

Чтобы максимально приблизиться к профессии мечты, избежав многих стандартных ошибок на пути, существует целый комплекс способов оценки увлечений, способностей, склонностей человека (любого, кстати, возраста) и сравнения их с тем, что требуется на рынке труда. Это и есть профориентация.

В профориентации есть формула для выбора профессии «могу-хочу-надо», где:


● Могу – способности и таланты будущего профессионала;

● Хочу – желания и интересы. Да, они могут не совпадать;

● Надо – потребности рынка труда.

Могу-хочу-надо. Как помочь ребёнку определиться с профессией?

Наиболее подходящая профессия находится на пересечении этих трёх областей. А для того, чтобы найти её, нужно изучить рынок профессий и себя.

Как это осуществить самостоятельно? С чего и когда начинать?

Шаг №1: собрать максимум информации о профессиях до 12-15 лет. Необходимо понять, что вообще предлагает мир, и что в нем ребенку интересно.

Что делаем?

  • изучаем ресурсы с вакансиями, типа hh.ru, там можно найти статьи с прогнозами востребованности профессий, обзоры зарплат и т.п;
  • изучаем истории карьерного развития людей, на которых хочется равняться;
  • смотрим ролики про профессии или интервью топовых специалистов;
  • мониторим сайты и соцсети интересующих вузов (там можно увидеть открытые вузовские уроки, задания для поступления, послушать лекции в прямом эфире), анализируем, насколько откликается.
  • ходим на «кружки», дни открытых дверей, карьерные фестивали, формируем так называемую «насмотренность»;
  • посещаем потенциальных работодателей (крупные компании регулярно проводят дни открытых дверей для всех желающих по записи).

Шаг №2: подготовка. Примерный возраст – 14-16 лет.

Определились с интересами? – развивайте их. Найдите лучшую школу, лучших репетиторов, фанатиков своей профессии. Они расскажут максимально круто и увлекательно о фишках своего дела.

Шаг №3: выбор учебного заведения. Возраст: 16+.

Это решение лучше всего принимать за год до окончания школы, когда нужно определяться с экзаменами. Чтобы выбрать место учебы и специальность, попробуйте также посоветоваться с авторитетными преподавателями: они смогут дать рекомендацию, куда поступать, с учетом способностей ребенка и ваших возможностей.

Все, описанное выше – это «самолечение». То, чем можно заниматься без привлечения профессионалов. На деле не всегда удается самостоятельно распознать истинное призвание в хобби ребенка или «схлопнуть» его интересы и таланты с одной из тысяч профессий. В этом может помочь уже «тяжелая артиллерия» – тестирования и консультации.

1. Тестирования

Тестирования как правило, связаны с анализом интересов и диагностикой личностных особенностей. Они помогают определиться с направлением профессии, например, уходить в креатив и творчество или в аналитику, если есть сомнения. Тестов по профориентации огромное количество и на открытых бесплатных ресурсах. При этом, важно держать в голове, что без профессиональной подготовки высок риск некорректной расшифровки результата = неверные выводы. Поэтому безопасней прибегнуть к профессиональной поддержке.

2. Консультации

Есть такое заблуждение, что консультация специалиста требуется, только если человек вообще не знает, чем хочет заниматься.

Когда же действительно нужно обращаться к профориентологу?


✔ Если уже плюс-минус определились

Это возможность подтвердить свой выбор или получить независимое альтернативное мнение и увидеть для себя новые возможности, о которых вы ранее не задумывались.


✔ Если не выходит определить зону интересов самостоятельно

Такое случается, например, когда увлечения не воспринимаются всерьез как фундамент проф. деятельности.


✔ Если есть несколько увлечений

Консультант либо направит на один из путей, либо поможет убедиться, что нужно развиваться в разных сферах. Кросс-платформенные профессии сейчас вообще в тренде.


✔ Если есть риск, что профессия мечты желанна только в розовых очках

Например, у меня в какой-то момент была идея уйти в медицину и только консультант по профориентации помогла мне понять, что это не мое: я не готова тактильно взаимодействовать с больными (трогать пациентов). НО! лечить можно и словом. Так я разрешила себе увлекаться психологией.

Ну и, конечно, самым мощным инструментом для профессионального самоопределения остается практика. Поскольку у школьников нет реального опыта, представление о профессиях формируется окружением (грубо: чем мама-папа занимаются) и кривым зеркалом стереотипов, навязанных фильмами. Избежать этого поможет практика.

Самые понятные пути, через которые даже школьник может войти в профессию это:


1. Стажировки и проектная работа;

2. Парки профессий, пробы, волонтерские проекты;

3. Cтартап-движения и хакатоны (на такие активности смотрят корпорации, а потом приглашают участников поработать внутрь компании)

Все эти инструменты (изучение и развитие своих склонностей, тестирование, консультации, получение опыта) лучше всего работают в комплексе и не заменяют друг друга. То есть, нельзя только пройти тестирование даже на супер-авторитетном источнике и ждать, что тебе на 100% назовут профессию жизни. Получите еще хотя бы 2-3 мнения. Но вот в какой пропорции сочетать эти инструменты решить предстоит вам самостоятельно, исходя из особенностей ребенка и ваших возможностей.

В своем telegram-канале рассказала про особенности общения с подростками на тему профессии. Родители – welcome)

Начать дискуссию