Топ ошибок родителей при выборе профессии для ребенка

В одной из своих статей уже рассказывала, как помочь ребенку с выбором профессии. Не поговорили, что делать не надо. Собрала топ ошибок, которые допускаются при поиске ответа на вопрос «кем стать».

Топ ошибок родителей при выборе профессии для ребенка

1. Мы решаем за ребёнка

Особенно это касается профессиональных династий, когда человеку с пеленок твердят, какое будущее его ждет. А также ситуаций, когда родители, как им кажется, упустили шанс реализоваться в какой-то профессии, поэтому ждут теперь этого от своих детей. Это не значит, что не нужно советовать, обсуждать, обмениваться мнениями. Только не путайте «советовать» и «навязывать» или «давить»

2. Ребёнок хочет стать похожим на кого-то

Например, на любимого учителя в школе или на друга семьи, успешного бизнесмена дядю Колю, который закончил «экономический». Такой путь не дает представления о профессиональной деятельности, то есть о том, чем же в итоге нужно будет заниматься.

3. Выбирать Университет по его статусу и рейтингу

В таком случае – это учеба «ради корочки», а название ВУЗа не кормит. Работодатель скорее будет смотреть на реальные знания, умения и опыт, а не на название ВУЗа. Сюда же — выбор места учебы по близости от дома. Уверены, что так можно выбрать дело жизни?

4. Выбирать профессию, а не специальность

Слишком верхнеуровнево, чтобы понимать, чем будешь заниматься, после получения образования. И есть риск, что не хватит умений, чтобы приложить образование к выбранному делу.

Например, получить образование программиста чтобы делать игры, может быть недостаточно. Нужно еще художественное.

5. Выбирать по принципу «хорошо дается предмет в школе» – не всегда удачный шаг

Если глаз горит, ни в чем больше себя ребенок не видит – да, но не когда этот принцип «выбрать меньшее из зол»: учиться вообще не люблю, но читать просто скучно, а в алгебре еще и ничего не понимаю, поэтому пойду на лингвиста. Знакомо? Или сдаю ЕГЭ по физике и алгебре и пойду туда куда возьмут с этими баллами.

6. Бояться, что нет пути назад

Выбор профессии – не приговор. Особенно в 18 лет. И дело даже не в праве на ошибку, которое есть у каждого, а в мультипрофессионализме. Надо быть готовым переучиваться, доучиваться в течение жизни. Раньше советы родителей могли обеспечить профессиональный успех, потому что смена поколений была примерно равна скорости развития технологий. И если какой-нибудь пра-прадедушка 200 лет назад изобрел рецепт пряников это кормило и его, и детей, и внуков.

Сегодня мир меняется очень быстро, нужно быть готовым адаптироваться, доучиваться или получать другую специальность. Возможно, даже несколько раз за жизнь. Помните – решение не фатально.

В своем telegram-канале рассказала как правильно вести диалог с подростками на тему профориентации.

Как же вести диалог с детьми 21-го века?

О профориентации и не только

💭 Сегодня тема выбора профессии актуальна для поколений Z и «Альфа» (есть мнение, что последние родились в том же году, когда Apple представила iPad. Но на деле важна не дата рождения, а время формирования человека как личности, границы поколений размыты).

На мой взгляд, радикальные различия между этими поколениями пока проследить сложно. «Альфа» = Z с более выкрученными контрастами. Мир технологий для обоих – не открытие, а часть лайфстайла. Они иначе чувствуют, что такое «далеко» и «долго», так как почти до любой информации можно дотянуться касанием смартфона 🤳

Общие принципы для выстраивания диалога с зетами и альфами такие 👇🏻

💭 Уважение границ 🫷

Помните: ваши права и свободы заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого. Поколения большого пальца чутко и болезненно относятся к нарушениям этого правила.

💭 Честность 👌

Ведите диалог открыто, не увиливая и не пытаясь вдохновить пустыми надеждами. Из-за огромного количества информации обмануть тинейджеров весьма сложно. Да и нужно ли?

💭 Заинтересованность 😍

Договаривайтесь, приводя аргументы в соответствии с тем, что важно для них (эмпатия в чате, без неё никуда)

💭 Краткость 🤏

Помним, что современные дети – визуалы с удержанием внимания, в среднем, 8 секунд. Формулируйте кратко.

💭 Современный подход 📞

Используйте цифровые технологии. Подростки проводят время в телефонах – давайте перенесем туда учебу! Крутых приложений для этого масса.

💭 Структурирование 📖

Для людей, в целом, сложно запомнить большой пул информации сразу. Если разделить информацию на несколько основных идей и выдавать ее порционно, подкрепляя визуализацией, процесс пойдет гораздо проще.

💭 Использование примеров (очевидный пункт, про который не стоит забывать).

💭 Позитивное подкрепление 👍

Одобрение важно, так что хвалите детей чаще!

НО: старайтесь делать это конструктивно, опираясь на реальные успехи и положительные качества.

Критика тоже важна. Только корректная:

сначала скажите, что получилось хорошо;

затем – что стоит изменить;

и в финале – что будет достигнуто в результате изменений.

И помните, заводя разговор о будущей профессии: они не мы. По поколению Z уже можно проследить: они четко выставляют границы между карьерой и жизнью. То же касается и «Альфы». Дети 21 века не выбирают профессию лишь как способ заработать деньги, им важно сочетать самореализацию, развитие и достаточный доход для жизни.

22
11
Начать дискуссию