Кем нужно быть, чтобы создавать крутое обучение?

Что из себя представляет работа методолога образовательных программ? Сиди себе за компом проектируй обучение или перерабатывай чужой контент и получай за это деньги. Возможно, когда-то так можно было (нет, но так может показаться).

Сегодня эти розовые очки разбиваются стеклами внутрь: чтобы делать реально классные образовательные продукты мало только уметь разрабатывать.

А что еще? Когда села считать, какие профессии мне пришлось для этого освоить, набралось больше 15.

Кем нужно быть, чтобы создавать крутое обучение?

Важно: у методолога нет цели заменить собой пул специалистов из разных сфер. Но нам необходимо вникать в особенности работы всех, от кого зависит результат. И уметь маневрировать: где-то брать обязанности другого специалиста на себя. Например, если бюджет не позволяет делегировать.

Рассказываю, какие специальности нужны для создания топового образовательного контента ↓

1. Производство контента

  • Креативный продюсер. Нужно уметь генерить интересные концепты, придумывать нарративы и сторителлинги, чтобы контент не был пресным и увлекал, как лучшие сериалы.
  • Копирайтер. Важно доступно доносить материал целевой аудитории, говорить с ней на одном языке. Подстраиваться под Tone of Voice необходимо и для того, чтобы идентифицировать эксперта/программу/блог/канал. По текстам должны узнавать.
  • Редактор. Умение вычитывать тексты – тоже очень важная штука. Хотя сейчас и существует много сервисов для проверки орфографии и пунктуации, на 100% положиться на них нельзя. В образовательном контенте часто встречаются авторские знаки и стилистические обороты, неологизмы и специальные определения, которые просто не распознают сервисы.

2. Арт-директор

  • Дизайнер. Люди любят глазами и выбирают по красивой обёртке. Стильный продуманный визуал хорошо продаёт, поэтому важно обладать насмотренностью. Методологу необходимо понимать, как должны выглядеть макеты, их структуру и логику. А ещё, часто самому или вместе с командой нужно придумывать концепт дизайна.
  • Верстальщик. Чтобы сформировать корректное ТЗ для исполнителя, нужно задавать ожидаемый результат по цветовой гамме, использованию визуальных материалов и много чего ещё.
  • UX/UI-дизайнер. Расположение информации на образовательной платформе влияет на восприятие и доходимость, поэтому создание максимально удобного и понятного пространства тоже входит в зону ответственности методологов.

3. Сам себе режиссёр

  • Видеограф/оператор. Не обязательно снимать самому и обладать проф. оборудованием, но важно разбираться в минимальных технических и визуальных требованиях: как выставить камеру и свет, сделать фон и т. д.
  • Монтажёр. Круто обладать навыками монтажа, они сегодня очень актуальны, но необязательны. Главное – иметь представление, какой результат должен получиться, быть способным оценить работу специалиста и дать ему адекватное ТЗ.

4. Спикер

Периодически захожу в кадр. Когда я что-то разрабатываю, то выступаю как лицо продукта.

  • Презентация в лайфстайле. Нужно уметь рассказывать материал по согласованной канве. Опираясь только на заданные точки, без заранее написанного текста.
  • Уметь работать с телесуфлером. Это несложно, но тоже нужны навыки.

5. Разнорабочий

  • Водитель-грузчик. Возить команду и вместе со всеми участвовать в разгрузках – тоже часть создания контента. Это прикольный бэкстейдж, на котором можно ближе познакомиться с интересными ребятами.
  • Костюмер. На съёмочных площадках бывают форс-мажоры, когда вы согласовали с экспертом какой-то образ, а он приехал в другом, или лук не смотрится в кадре. Иногда приходится бежать в ближайший магазин за одеждой. Лучше возить с собой на съёмки 3-4 образа, как это делаю я. Часто такая подстраховка очень экономит время и нервы.
  • Гример. Бывает неоправданным вызывать на площадку визажиста за 12-15 тысяч, чтобы снять двухминутный ролик. Выход – обладание минимальными навыками визажа + косметичка с нужными пудрами и одноразовыми кистями.

6. Хоровод из экспертов и команды

  • Детектив. Классных экспертов бывает сложно найти, не у всех есть сайты и раскрученные соцсети. Иногда ты просто не понимаешь, кто может понадобиться. Тут хорошо работает нетворкинг, система рукопожатий и рекомендаций. Приходится применять самые разные методы, чтобы найти и связаться с нужным человеком.
  • Дипломат-переговорщик. Не все и не всегда готовы участвовать в твоих авантюрах, поэтому нужно постараться, чтобы уговорить. Ещё важный навык – умение ориентироваться в рынке цен эксперта, адекватно оценивать бюджеты и согласовывать КП. Рынок консалтерских услуг очень размыт от 500 руб. за час до миллиона.
  • Организатор. «Поженить» экспертов на установочной встрече, договориться о времени и провести её, собрать команду и организовать съёмочный процесс – все это также зачастую на методологе. Конечно, это не про прямые обязанности, но: хочешь хороший продукт, организуй его себе. Иначе будет, как в старой шутке: «к пуговицам претензии есть?». И пофиг, что рукава разного размера, а воротника вообще нет.
  • Делопроизводитель и казначей. Работа с бумажками тоже часто лежит на плечах создателя образовательного контента. Нужно понимать нюансы Федерального Закона о закупках, разницу работы с самозанятыми, ИП, ГПХ, разбираться, кому и какие документы нужны и т. д
  • Проджект. Управлением командой со всеми процессами, рисками, сроками, ресурсами и форс-мажорами тоже занимается методо.

7. Промо

  • Маркетолог. Когда крутой продукт создан и упакован, его нужно достойно подать, продать, проанонсировать. Даже если продукт сделан для конкретной корпорации, очереди на обучение ждать не приходится. Методолог должен понимать, как качественно продвинуть программу, через какие инструменты и каналы.

Методологу приходится быть многоруким многоногом, чтобы создать одну образовательную программу, которая будет давать классные результаты. Можно, облегчить себе жизнь и тихонько работать в кабинете. Только тут встает вопрос: что из этого получится, и кому это будет нужно?

В своем telegram-канале рассказываю про профессию методолога и не только. Встретимся там 🙌

У меня нервный срыв, и я ухожу

💭 С такими словами ко мне пришёл мой босс после очередной встречи с нашими ключевыми заказчиками. К счастью, уходит в отпуск, а не из компании. Но понятно, что обсуждение проекта прошло не на волне позитива и взаимопонимания (мягко говоря) 🙈

👉🏻 Задумалась об образе эйчара. Так как тот самый ключевой непростой заказчик – тоже эйчар.

• Есть такое убеждение, что люди, которые работают в обучении – ну просто пушистые котики и феи-крестные, всегда френдли, всегда на позитиве. И это – не только внешняя история, но и внутри у них тоже бесконечный дзен 😇

• А ещё мы немного «жилетки», в которые можно поплакаться. Например, разбор кейса на обучении может стать поводом высказать все, что наболело😭

• Плюс есть категория людей, которые относятся к обучению исключительно как к услуге. Соответственно, человек, который обучение проводит – обслуживающий персонал, типа официанта, дворецкого или стюарда 🥤Лично сталкивалась с таким отношением.

Стоит ли говорить, что с этим не согласна?) Обладать ценными сакральными знаниями, быть готовым ими делиться и уметь делать это качественно – не равно «свободной кассе».

💭 И на деле, конечно, профессионалы, связавшие свои карьеры с образованием, не феи, жилетки или прислуга. А амазонки на коне и с копьем. Мы бьёмся за бюджеты, жестко держим проектные команды в сроках, продаём себя 💪

💭 И, конечно, люди из обучения в первую очередь люди. И работа наша с людьми, поэтому напряженная и высокострессовая. Среди эйчаров многие в терапии, и всё равно большой % выгоревших, несмотря на их сложившийся просветленный образ.

💭 Еще есть стереотип, что в обучение идут профессионалы-неудачники. Вот имел человек способности к музыке, но в консерваторию его не взяли, пришлось идти преподавать. Да, и такие есть. Но это точно не относится ко всем.

Топовые эксперты – это не разочарованные недоучки, а амбициозные ребята, которые имеют реальные результаты в своём деле, и осознанно пошли в обучение, чтобы делиться, передавать релевантный опыт. Потому что делиться надо тем, чем ты богат)

А обучение – это дорогое удовольствие, инвестиция в себя и в свой имидж. Например, если специалист говорит, что закончил MIT, проходил повышение квалификации в Сколково или имеет научную степень в МГУ, его статус сразу повышается.

Об этом подумала сегодня.

А вы что скажете? 👇🏻

22
Начать дискуссию