Есть ли жизнь после трехчасового созвона?

Если в вашем рабочем чате никогда не было этого мема - вам очень повезло.
Если в вашем рабочем чате никогда не было этого мема - вам очень повезло.

На моем первом месте работы ни один вопрос не решался без шестичасового созвона с секциями онлайн-кодинга в прямом эфире, и это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. В маленьких компаниях с низким качеством управления абсолютно любой вопрос можно превратить в созвон - собственно, это та причина, по которой я ушел оттуда. Сейчас дела обстоят сильно лучше: один день в неделю забит созвонами на 4 часа, в остальное время - ситуативные локальные разговоры о насущных вопросах. И даже несмотря на такое meeting-free расписание я все равно часто жалуюсь и негодую. Настолько, что даже решил написать статью и разобраться - почему разработчиков так сильно раздражают созвоны?Было бы несправедливо рассматривать этот вопрос только с точки зрения разработчика, поэтому попытаюсь уложить и потенциальные тезисы от бизнеса. Настолько, конечно, насколько могу себе это представить.

Созвоны не решают никаких проблем

Разговаривая с коллегами по отрасли часто можно встретить такой тейк - созвоны не решают вообще никаких проблем, и, соответственно, не нужны. Нет такого вопроса, который нельзя было бы решить текстом - та же позиция, только в профиль. На мой взгляд, тезис довольно спорный - коммуникация посредством голоса просто еще один вид связи, наравне с текстом, и обладает своими преимуществами и недостатками. Не стоит предвзято относиться к созвонам как к явлению лишь потому, что некоторые ПМы не умеют ими пользоваться.

Есть ли жизнь после трехчасового созвона?

Созвоны мешают писать код разработчику

О, да! Всем знакомо чувство, когда тебя насильно вытаскивают из рабочего потока лишь для того, чтобы обсудить очередную перекраску той самой кнопки. Конечно, разработчику очень важно иметь непрерывные продолжительные периоды концентрации - именно поэтому программисты любят засиживаться по ночам за особенно сложными тасками. Ночью спят как доставучие менеджеры, так и члены семьи, и спокойному погружению в процесс ничего не угрожает.К слову - не проводилось ли случаем какое-нибудь исследование, позволяющее оценить, сколько времени необходимо человеку до и после созвона для восстановления прежнего уровня концентрации? По ощущениям, полчаса до и после созвона длительностью более часа, можно смело выкидывать из расписания, так как ничего продуктивного в этот момент устроить не получится. Если в день будет 3 созвона с разницей в час между ними и продолжительностью в один час каждый, то продуктивно поработать в этот день вряд ли получится - созвоны заберут 6 часов чистого времени, которое можно было потратить на то, за что, собственно, разработчики и едят свой хлеб. Как минимум, такими расчетами я успокаиваю себя, когда прокрастинирую по понедельникам (день плотных созвонов).Отдельное вид удовольствия - незапланированные многочасовые созвоны. Такие вещи убивают в разработчике все живое и мертвое, оставляют лишь опустошенную бренную оболочку и требуют начисления нескольких дней отпуска за каждый проведенный час в этом карцере. И молоко за вредность.

Созвоны создают имитацию продуктивности

Во-первых - после нескольких созвонов в день человек чувствует усталость, и кажется, будто проделан огромный объем работы. Для ПМ это может быть и так (что тоже спорно), но для разработчика все с точностью до наоборот. Как я и писал выше - 6 часов созвонов вместо двух плотных сессий написания кода, позволяющих закрыть пару мелких задач или неплохо так подступиться к одной крупной. И это драгоценное время уходит на однотипные синкапы, где Миша, Ваня, Петя и Катя говорят, что продолжают делать то что делали, закончат завтра, осталось совсем чуть-чуть и вообще никаких проблем нет.Мое мнение - измерять работу количеством созвонов нельзя ни ПМам, ни разработчикам. Самоутверждение за счет объемов разговоров - плохое зло, и так не надо делать. Это отвлекает от реальных проблем, создает иллюзию безопасности и контроля, и не помогает решать задачи бизнеса, как правило. В особо запущенных случаях, кратное уменьшение числа созвонов окажет лишь положительное влияние на качество и скорость разработки.

Есть ли жизнь после трехчасового созвона?

Корона на голове мешает

Есть и такая категория разработчиков, которые переоценивают влияние созвонов на их жизнь. Часто в интернете можно встретить одну из позиций, которые я озвучил выше, но приправленных излишним снобизмом. Разработка софта несет очень важную роль в компании, но написание кода не является конечной целью бизнеса, как правило. Да, вам платят за написание кода, но деньги, которые вам платят, зарабатываются в тот момент, когда их отдает компании клиент, который получает за них какую-то ценность для себя.Зачастую ценность - это продукт, товар или услуга, но никак не код на Python, который в отрыве от других вещей не способен принести пользу. Ты можешь быть бесконечно крутым программистом, но какой в этом толк, если клиент плачет (и не платит). Бизнесу важно важно видеть результаты и получать доход, для разработчика важно создавать качественный и эффективный код - как минимум, хочется в это верить. Менеджерам, в свою очередь, важно контролировать и координировать весь процесс работы. Это я к чему - стоит смириться с тем, что некоторые созвоны просто необходимы для компании, даже если это так не кажется на первый взгляд.

Низкая квалификация

Мнение - низкая квалификация менеджеров приводит к увеличению числа созвонов. Действительно, некоторые управленцы не умеют эффективно управлять проектами и командами, и не знают других методов управления, кроме как многочасовые созвоны. В таком стиле управления отсутствие частых и длительных созвонов приводит к полному краху всей системы, а их наличие позволяет сохранять хотя бы иллюзию контроля. Если созвоны становятся единственным способом контроля и фиксации результата - бегите.Справедливости ради, низкая квалификация разработчиков тоже может повлиять на частоту и продолжительность созвонов не в лучшую сторону. Вася Пупкин, регулярно забывающий о сроках, качестве, важных требованиях к задаче и прочем, становится катализатором таких процессов. Особенно, если система найма не способна отогнать такого Васю на дальних подступах к компании, либо не способна выкинуть его в процессе работы.

Личные предпочтения

В это сложно поверить, но существуют люди, получающие невероятное наслаждение от созвонов. Еще бы, по вашему личному зову десятки людей бросили свои дела и пришли к вам обсуждать какие-то вещи третьестепенной важности. Если вам нравится чесать своего эго таким образом - пожалуйста, пощадите простых разработчиков, у которых семьи, дети, жены, а иногда даже коты. Еще существует расхожее мнение, будто в менеджмент часто идут т.н. аудиалы - люди, лучше воспринимающие информацию на слух, нежели чем в письменном виде. Не знаю насколько это правда, но если да - очень жаль. В любом случае, личные предпочтения не должны вставать поперек рабочего процесса - особенно если человек любит созвоны до глубины души.

Один email вместо часового созвона

Как бы ни хотелось так считать, но не все созвоны могут быть заменены текстом. Как я говорил раньше - если в процесс решения какой-то проблемы вовлечены более двух человек, и сложность проблемы выше среднего, то вы просто не сможете решить ее за адекватное время в письменном виде. Иногда действительно лучше созвониться с коллегами, и быстро (это важно!) и эффективно решить вопрос здесь и сейчас, не растягивая обсуждение. К слову, нивелировать негативные ощущение от созвонов позволяют простые правила:

  • Планирование
  • Подготовка
  • Модерация
  • Обратная связь.

Мораль - отношение к созвонам зависит от ваших коллег, компании, и от вас самих. Грустно, что нельзя посвятить своему делу всё рабочее время, но такова реальность - в процессах, в которых задействовано большое число людей, всегда будут дополнительные издержки на коммуникацию, синхронизацию, планирование и корректировку планов. Остается лишь пожелать всем разработчикам коротких и редких созвонов, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые на созвонах годы.

1 комментарий

На изи вообще.

Ответить