Кейс роста стоматологической клиники ВНЧС (Височно-Нижнечелюстного сустава) с 3 000 000 до 9 032 000 руб выручки

Вместо предисловия: я склоняюсь к позиции, что 80% российских бизнесов могут прирасти в 1,5 - 2 раза по выручке просто выполнив элементарные стандарты интернет-маркетинга, вместо того, чтобы бегать за фишечными решениями и волшебными подрядчиками, которые завалят лидами по щелчку пальцев, однако, такой подход считается скучным и неинтересным в среде современных собственников и маркетологов, поэтому они продолжают упорно чесать правым пальцем левое ухо и терять миллионы рублей ежемесячно.

Кому будет полезно: это типовой кейс роста на звонковой тематике через исследование целевой аудитории. Все перечисленные методы прекрасно подойдут для

  • салонов красоты
  • музыкальных школ
  • массажных салонов
  • медицинских центров
  • ТО автомобилей
  • и любых других центров, работающих по предварительной записи.

Как работают звонковые тематики: прежде чем перейти к самому кейсу, давай разберем базовую маркетинговую воронку. Если показывать грубо, то путь клиента выглядит так:

<i>Рис 1. Типовая CJM принятия решений в звонковых тематиках</i>
Рис 1. Типовая CJM принятия решений в звонковых тематиках

Самое важное в любой телефонной и личной коммуникации в B2C услугах — это вежливость и забота на каждом этапе:

  • заботливый оффер
  • дружелюбный сайт
  • удобный чат-бот
  • участливый оператор
  • опрятный внешний вид клиники
  • доброжелательный врач
  • ненавязчивое, но стойкое предложение о курсе лечения

Попробуй выписать каждый перечисленный тезис, проранжируй от 1 до 10, насколько это соответствует действительности в твоей ситуации который и придумай по 5-10 действий, которые можно внедрить в ближайший квартал, чтобы поднять рейтинг до максимальной отметки.

Кратко обо мне: Я один из немногих "боевых" маркетологов, которые занят не только продажей курсов и раскруткой личного бренда, но и реальной работой с клиентами.

17 + стажа в маркетинге, рекламное агенство "Convert Monster" 10 + лет, свой учебный центр, 26 000 + подписчиков в телеграмме и более 120 000 экземпляров проданных книг (электронных и бумажных).

Краткая информация о клиенте.

Клиника “Ортолайм” на Площади Ильича. Недавно открылись. Владелец — одна из лучших специалистов по ВНЧС в России, но, совершенно без знаний маркетинга. Административной частью занимается муж (совладелец).

Целевая аудитория: женщины и подростки 20-50, недовольные эстетикой зубов (кривые зубы)

Трафик: рекомендации, сайт не работает

Первичная консультация: осмотр ортодонта, диагностика, составление плана лечения, гигиена полости рта, слепки и снимки) - 1 000 руб. КТ оплачивается отдельно.

Конверсия в доходимость: 20%

Выручка: 3 000 000 руб

CRM система: Лиды в почте и в экселе

Мотивация администратора: 2% от чека за доведенного пациента (отслеживается вручную). Штраф за несвоевременный отзвон по заявке (отслеживается вручную)

Задачи клиентов: "Лидов много и они дорогие. Хотим больше."

Сайт:

Кейс роста стоматологической клиники ВНЧС (Височно-Нижнечелюстного сустава) с 3 000 000 до 9 032 000 руб выручки

Рис 2. Сайт клиента до работы

Составление маркетинговой стратегии.

Как ни странно, после брифа клиента меня заинтересовал отнюдь не внешний вид сайта и ручная обработка информации — и ежу понятно, что надо ставить CRM, аналитику и внедрять автоворонку напоминаний клиенту.

Гораздо интереснее были 2 момента: как в этом узком рынке аудитория принимает решение и каким образом происходят поступления денежных средств (экономическая модель).

План работ:

Эмотивный анализ целевой аудитории → Анализ конкурентного окружения → Формирование оффера → Рассчет экономической модели через когорты → формирование фонда рекламы → создание посадочной страницы → интеграция с CRM и Calltracking → обучение операторов скриптам и работе с CRM → отбор 3-4 подрядчиков → выявление 2 лучших подрядчиков и масштабирование

Составление портретов целевой аудитории.

Я уверен, что многие из читателей не встречались с этим инструментом, поэтому расскажу чуть поподробнее. Идея эмотивной карты в том, чтобы залезть в эмоциональное состояние клиента в процессе совершения покупки и понять его глубинную мотивацию. Эта карта содержит 4 параметра анализа:

  • что клиент видит
  • что слышит
  • что думает
  • что говорит
<i>Рис 3. Шаблон эмотивной карты (карты эмпатии)</i>
Рис 3. Шаблон эмотивной карты (карты эмпатии)

Заполнение этой формы уже помогает довольно быстро и точно определить набор основных факторов выбора клиники и врача. Аватаров у нас получилось 2, покажу пример одного из них.

<i>Рис 4. Пример заполненной эмотивной карты</i>
Рис 4. Пример заполненной эмотивной карты

Чтобы не облегчать работу конкурентам я все материалы оставлю при себе, зато, покажу какие ключевые триггеры мы выявили при формировании решения обратится в клинику (шаг 1- 3 в типовой воронке)

<i>Рис 5. Инсайты факторов принятия решений клиентом</i>
Рис 5. Инсайты факторов принятия решений клиентом

Одной этой информации уже достаточно, чтобы сделать лендинг, который вышибает конкурентов.

Ключевое правило при разработки маркетинговых материалов — правильно проранжировать факторы принятия решения и последовательно выдать “положительные” знаки: рекламные объявления, тексты на сайте, видео, скрипты операторов, оформление клиники и т.д.

Поскольку тематика очень узкая и “тонкая” (все-таки, речь идет о операции, с которой клиенту всю жизнь ходить), я включил в анализ все возможные инструменты:

  • мозговой штурм по шаблону внутри клиники
  • CustDev анкеты довольных клиентов
  • Анализ недовольных клиентов
  • Обзор отзывов клиник со схожей специализацией
  • Анализ текстов объявлений и сайтов конкурентов
  • Ранжирование и приоритезация инсайтов трекером (мной)

Всю полученную информацию я сначала формировал в эмотивную карту, а после уже в карточки аватаров.

В итоге вопросов, о том что и как писать в маркетинговых материалах уже не осталось.

После нескольких итераций получился примерно такой лендинг (покажу несколько экранов).

Первый экран

<i>Рис 6. Скриншот первого экрана лендинга, созданного при помощи аватаров</i>
Рис 6. Скриншот первого экрана лендинга, созданного при помощи аватаров

Нюанс: интересно, что по сравнению с первой версией 1 экрана (не осталось у меня скриншота) подняло конверсию две формулировки: “по 50 показателям” и “эффект через 7 дней”.

Кстати, первый экран чаще всего подвергался тестированию. И фотография с 3 врачами победила фотографию с главным специалистом.

Форма заявки (как видишь, мы тупо включили КТ в стоимость диагностики по факту подняв стоимость первичного приема и расшифровали, что будет на 1 консультации).

<i>Рис 7. Пример призыва к ценности</i>
Рис 7. Пример призыва к ценности

Описание клиники. Обрати внимание, как закрывается страх пациента о продолжительности лечения и непонятных последствиях

<i>Рис 8. Пример описания клиники по карте аватаров</i>
Рис 8. Пример описания клиники по карте аватаров

Экономическая модель.

Вторая распространенная проблема маркетинга в клиниках с высоким чеком — довольно широкий по времени цикл полной сделки. Клиенты не видят окупаемый результат в первые 2-3 месяца, в следствии чего, снимают рекламу.

Глобально путь клиента выглядит так

Звонок c записью (1-3 дня) → Первичный осмотр (5-20 дней) → Первая часть процедур (7-20 дней)→ Вторая часть процедур (20-40 дней) → Дополнительные процедуры

Общий цикл от звонка до полной оплаты в худшем случае может занимать до 90 дней, поэтому крайне важно научится и маркетологу и клиенту считать когорты.

Когорта — это часть аудитории, которая выполнила определённое действие в заданный период времени.

<i>Рис 9. Когортный анализ</i>
Рис 9. Когортный анализ

Допустим, в 1 неделю первичный прием прошло 100 клиентов. Из них 40 оплатило курс лечение на 2 неделю, 25 на 3 неделю, 15 на 4 неделю и так далее. Но, важно то, что денег на рекламу мы потратили на них именно в 1 неделю. И вся дальнейшая работа маркетолога идет не по привлечению, а возвращению аудитории.

И, конечно же, поскольку во 2, 3 и далее недели продолжается привлечение новой аудитории, совокупная выручка клиники возрастает от месяца к месяцу за счет когорт с предыдущих периодов.

Поскольку у клиента уже стояла Инфоклиника (специализированная медицинская CRM) мы интегрировали ее с Calltouch и запустили на 3 месяца тестовый трафик. Далее сортировали сделки по дате создания и смотрели, что происходит.

В графу каждого месяца мы заносили бюджет

<i>Рис 10. Внесение рекламных затрат в когортный анализ</i>
Рис 10. Внесение рекламных затрат в когортный анализ

Количество звонков и транзакций по клиентам, дошедших в клинику и число транзакций (фактических списаний по карте) мы вносили в отдельные вкладки

<i>Рис 11. Внесение звонков в когортный анализ</i>
Рис 11. Внесение звонков в когортный анализ
<i>Рис 12. Внесение транзакций клиентов в когортный анализ</i>
Рис 12. Внесение транзакций клиентов в когортный анализ

И по каждой когорте мы вносили выручку. В столбец заносилась выручка с группы клиентов, которые впервые позвонили в этот месяц. Например, если клиент позвонил в мае, а принес первые деньги в июле, мы приписывали его вы ручку в столбце “июль” в строке “май”. Таким образом можно было видеть накопительный эффект рекламы и не допускать тремора собственника, мол, “реклама не работает”.

<i>Рис 13. Внесение выручки от клиентов в когортный анализ</i>
Рис 13. Внесение выручки от клиентов в когортный анализ

Думаю, даже самый далекий от маркетинга человек заметит кратный рост выручки от мая к август за счет сложения когорт. Естественно, ретаргетинг по клиентам мы тоже подключали, что приводило еще и к росту конверсии.

<i>Рис 14. Итоговая unit-экономика проекта</i>
Рис 14. Итоговая unit-экономика проекта

После такой картинки любой маркетолог уже может пойти и открыть себе "Moet Chandon" и бегать с флагом “У меня кейс”. Достаточно протянуть табличку вперед на 3-4 месяца и уже видно, что клиента к декабрю просто накроет лавиной бабла.

Дело все в 2 показателях: C1 – коэффициент конверсии в продажу и ARPU — средний доход клиники на один звонок (конкретнов нашей модели!). Видно, что коэффициент конверсии остается стабильным при росте дохода на звонок, что означает одну простую вещь: “чем больше мы вольем бабла, тем больше заработаем”. И не будет никаких скачков, прыжков и непонятных историй, как бюджет огого, а лидов нигого.

Кстати, KPI напрямую следуют из этой экономики: стоимость звонка не должна превышать 1870 рублей (дальше, с учетом повышения доходимости и среднего чека удалось поднять ARPU до 4 500 руб)

Но я пошел дальше и ввел практику масштабирования, чтобы гарантированно положить клинику из 3 кабинетов под цунами выручки.

Масштабирование.

При помощи сквозной аналитики и когортного анализа мы отобрали 2-х подрядчиков на 2 основных канала: контекст и таргет. Принцип был очень простой: у кого больше доход на звонок на 3 месяца, тот и остается.

Вторым этапом мы проверили тест услуг. В клинике 3 основные услуги

  • Ортодонтия (брекеты)
  • Гнатология (лечение сустава)
  • Имплантация и протезирование

В первые 2-3 месяца тестируем каждую услугу по 1 месяцу, смотрим на конверсию в лид, консультацию, оплату. Смотрим какая реклама самая эффективная и прибыльная. Используем самые эффективные связки для теста новых услуг или офферов.

Но, как показывает практика, худшее что можно сделать — это отдать кампании на ведение на бесконтрольное ведение стороннему специалисту. Поэтому мы ввели базовую систему еженедельных планерок с постановкой боевых планов.

Боевой план – это список задач и гипотез для реализации на недели. Регламент созвона выглядел так (на нем присутствовали оба специалиста по рекламе одновременно и представитель клиента)

  • анализ текущих показателей и сравнение их с предыдущими периодами;
  • проверка выполнения проектных задач;
  • оценка влияния выполненных задач на коммерческий результат;
  • формирование боевого плана на следующую неделю;
  • занесение задач в CRM с дедлайнами.

Основная “фишка” подобного трекинга подрядчиков заключается в постоянном подталкивании к росту показателей за счет регулярного менеджмента.

Чтобы стало чуть понятнее, я приведу несколько примеров боевых планов. Важная ремарка: идеи формируются всеми участниками для всех, потому что это помогает не замыкаться в одном канале и создает ощущение “общности” — рост проекта общая задача всех участников.

<i>Рис 15. Пример боевого плана для контекстной рекламы</i>
Рис 15. Пример боевого плана для контекстной рекламы
Рис 16. Пример боевого плана для таргетированной рекламы
Рис 16. Пример боевого плана для таргетированной рекламы

Вишенки на торте.

Чтобы клиент не расслаблялся, я отправил его поработать тайным покупателем в других клиниках и выявить идеи, которые его, как пациента, впечатлили у прямых и смежных конкурентов. Такое упражнение очень помогает не циклится только на своем бизнесе и сильно повышает насмотренность собственника. Ведь крупные компании уже давно прошли этот путь и у них есть крутые готовые решения, которые помогут сделать рост еще быстрее и приятнее.

Параллельно я попросил второго моего клиента — клинику общей медицицы побыть тайным клиентом для “Ортолайм”, чтобы получить информацию о внутреннем состоянии дел от профессионала со смежным бизнесом.

Все идеи мы сформировали в файл, задачи по доработкам которого проранжировали по трем параметрам: скорость внедрения, стоимость внедрения, влияние на доход. Чем идея была проще, дешевле и эффективнее, тем приоритетнее ставилась задача по ее выполнению.

Вот несколько идей из нашего файла. Всего было 15 пунктов, я приведу 3 из них, наименее специфических.

Рис 17. План скрипта для врача
Рис 17. План скрипта для врача
<i>Рис. 18 Пример бизнес-процесса по обработке звонка</i>
Рис. 18 Пример бизнес-процесса по обработке звонка
<i>Рис 19. Пример ТЗ на оформления клиники</i>
Рис 19. Пример ТЗ на оформления клиники

Результат.

Клиника масштабно выстрелила после 9 месяцев внедрения системной лидогенерации.

<i>Рис. 20 Входящие показатели клиента</i>
Рис. 20 Входящие показатели клиента
<i>Рис 21. Итоговые показатели клиента</i>
Рис 21. Итоговые показатели клиента

Прямая речь клиента Константина (мужа главного врача). Напомню, стартовали мы с 3 000 000 руб выручки:

Рис 20. Благодарность клиента
Рис 20. Благодарность клиента

Вместо заключения.

Я постарался описать этот кейс максимально простым языком, хотя, под точными действиями скрыто очень много именно системного понимания маркетинга.

Хорошо знать и понимать взаимосвязь маркетинговых инструментов (самое важное – что именно и в какой последовательности делать!), вот что нужно любому собственнику, руководителю отдела маркетинга или фрилансеру (даже если фрилансер – владелец собственного агентства).

На моем канале (на момент написание поста его читает более 26 000 маркетологов) ты найдешь ссылки на большинство инструментов, которые я показал в этом кейсе.

Ссылки найдешь в "Телеграме Петроченкова"

2222
11
8 комментариев

80% российских бизнесов могут прирасти в 1,5 - 2 раза по выручке - просто начав предоставлять услуги качественно в полном объеме от заявленного.

3
Ответить

Ну что тут скажешь?)) браво!!! Отличный кейс! А главное, вы умеете думать, а не просто применять шаблонные решения.. спасибо, что поделились кейсом!

1
Ответить

С первым абзацем согласен на 100% - именно вера в это и заставляет меня делать еще холодный обход.
"...клиники из трех кабинетов" - красивая метафора)

1
Ответить

Страдаю дисфункцией ВНЧС после того как врач на платном приеме вместо одного зуба решил "полечить" два. Пациент же всё равно не поймёт нужно было пломбировать или нет, а копеечка в карман в 2 раза больше капнет. С тех самых пор ненавижу "бизнесменов от медицины". Зафиксировала уже два случая ухода из жизни людей с ДВНЧС - писали в чате, а потом пропали, и родственники подтвердили, что самоубийство.
Наверное, о разрекламированной клинике не знали, дурни

1
Ответить

Автор, когда произошел такой рост выручки стоматологической клиники от 3 000 000 до 9 032 000 рублей?

Ответить

рост был постепенный, пока накапливались платежи по когортам (потому что лечение пациентов идет в 2-3 процедуры). Работу стартанули в марте, пик был в декабре

Ответить