Кейс Urent х CTRL: как запустить кикшеринг - сервис аренды электросамокатов по всей России и стать лидером рынка

Кейс Urent (кикшеринг в приложении Ситимобил), CTRL лизинг, Сбербанк и Альфабанк, получивший статус крупнейшей лизинговой сделки 2021 года.

Быстрый и экологичный вид транспорта — электросамокат массово пришел в основные города России летом 2020 — 2021 года. Самый первый большой кикшеринг (сервис поминутной аренды электросамокатов) в России открылся под брендом URENT. Компания родом из Ставропольского края — ООО «ЮрентБайк.ру» сперва протестировала новый вид бизнеса на юге России. URENT разработал мобильное приложение, в котором был реализован функционал бронирования и оплаты самокатов. Хорошие финансовые показатели стартапа позволили принять решение масштабироваться в Сочи, Адлере, Анапе и Краснодаре. Реализация проекта стала возможной при помощи компании КОНТРОЛ лизинг, известной на рынке по лизинговым сделкам на рынке такси и каршеринга. CTRL предоставил финансирование на приобретение 25 000 электросамокатов, став связующим звеном между сервисом Urent и агрегатором такси Ситимобил — партнером CTRL по финансированию таксопарков. Сервис аренды электросамокатов Urent был интегрирован в приложение Ситимобил и попал в телефоны потенциальных пользователей. Это помогло сэкономить на расходах на маркетинг (затраты на привлечение клиента, установку приложения и привязку карты), одномоментно расширив на миллионы потенциальную аудиторию.

Основными финансирующими банками по сделке выступили Сбербанк и Альфа Банк, благодаря которым быстрый и экологичный вид транспорта стал доступен жителям крупных городов.

«Зеленая» сделка по поставке 25 000 электросамокатов стала заметным событием на лизинговом рынке и получила премию “Лизинговая сделка года - 2021” Федерации Лизинга РФ (торжественная церемония награждения состоялась 23 декабря 2021 года в г. Москва и доступна по ссылке) за свою уникальность, техническую и финансовую сложность:

  • Самокаты в количестве 25 000 ед. доставлялись из разных точек мира при дефиците на рынке возможностей контейнерных перевозок и пандемических ограничений.

  • Общая сумма финансирования составила свыше 700 млн. рублей.

  • Поставки осуществлялись в разные города РФ – более 35, а сами самокаты требовали сборки/расстановки по локациям.

    Сделка соответствует международным стандартам “зеленого” ESG финансирования (инвестиции в развитие энергоэффективного транспорта, зеленые и социальные проекты) и подтверждает высокую социальную ответственность компаний.

  • Финансовая сложность сделки: выраженный график сезонности обуславливает необходимость кратного снижения лизинговых платежей и, соответственно, платежей по кредитной линии в «низкий» сезон. Также при структурировании сделки был заложен льготный (грейс-период) по графикам лизинга до момента начала работы электросамокатов.

  • Это первая, поэтому очень рискованная масштабная лизинговая сделка в сегменте электросамокатов. На рынке не было накопленного опыта эксплуатации актива, неясна остаточная стоимость электросамоката во время действия договора лизинга, не проработан вопрос сервиса, ремонта и замены аккумуляторных батарей. Потребовалась кропотливая работа команды аналитиков, тщательно изучивших и экстраполировавших зарубежный опыт на Российские реалии. Для того чтобы сократить свои риски, CTRL применил нестандартные параметры структурирования сделки в плане графика платежей, учитывающего сезонность, нестандартного срока лизинга и грейс-периода, что позволило сохранить низкую ставку по сделкам.

  • Отсутствие единой системы регулирования: надзорные органы вводили ограничения на зоны использования и скорость движения самокатов и требования были различными во всех городах. Это потребовало разработки и подключения системы удаленного мониторинга электросамоката лизинговой компанией с возможностью выставления дистанционного контроля параметров для каждого города.
  • Высокие риски вандализма и утраты/кражи предмета лизинга: в первый месяц мы наблюдали попытки кражи электросамокатов. Изначально на вандализм и полную утрату предмета лизинга закладывалось порядка 3% флота, но в действительно этот показатель несколько выше, около 5%.

Далеко не все лизинговые компании могут финансировать такие сложные и нестандартные проекты, меняющие городскую инфраструктуру - для этого надо иметь высокий порог финансовой устойчивости, гибкий подход к оценке рисков и сильную команду аналитиков. Именно поэтому сделка получила премию Федерации лизинга "Зеленая лизинговая сделка года"

прокручиваем и смотрим с тайминга 1:36:22

2021 год показал, что энергетический переход и экологическая повестка уже давно и незаметно вошли в нашу повседневную жизнь. Автоконцерны друг за другом анонсируют прекращение производства машин с ДВС в ближайшие 10 лет, а правительства стран обещают углеродную нейтральность в обозримой перспективе.

Все это означает только одно - бизнесу необходимо уже сейчас начать подготовку к наступающей эре электромобильности, в которой электрокары будут не только личным транспортным средством, но и обычным рабочим автомобилем, выполняющим, скажем, функцию доставки или такси. Для такого перехода необходимо иметь удобные инструменты управления электрофлотом, которые обычно предоставляет финансирующая организация, в нашем случае - лизинговая компания.

И для высокой скорости перехода на электрику, должны появиться не только государственные, но и частные инвесторы в зарядную инфраструктуру - и здесь возникает новое перспективное направление бизнеса и лизинга - лизинг зарядной инфраструктуры. Частный инвестор, используя лизинговый продукт, минимизирует свои риски, получая не просто «железо», а бизнес «под ключ» (начиная с подбора оборудования до его установки и подключения в ИТ-платформу по предоставлению зарядных сессий пользователям и управления своим бизнесом).

Лизинговые программы для первых последователей электромобильности позволяют не только совершить переход к электротранспорту максимально эффективно, но и открыть широкие бизнес-возможности владельцам зарядной инфраструктуры. И ООО «КОНТРОЛ лизинг» реализует масштабную программу по поддержке электрики, упрощая бизнесу энергетический переход.

Городская мобильность в последние несколько лет прошла серьезные изменения – сперва мы научились пользоваться сервисами агрегаторов такси (CTRL был первой лизинговой компанией, поддержавшей UBER в России и финансировавшей автомобили такси), потом на улицы городов пришел каршеринг – и здесь мы также финансировали самые первые сделки. В прошлом году, мы сделали еще один шаг в сторону развития удобной и недорогой микромобильности, поставив во все крупные города электросамокаты, изменившие стиль досуга для молодежи и открывшие возможность быстро передвигаться по городу без пробок, а также - пересадив курьеров сервисов доставки еды и продуктов на экологичные электровелосипеды.

КОНТРОЛ лизинг всегда поддерживал инновационные проекты в сегменте новой мобильности и развивал концепцию «Mobility as a Service» (MaaS или «Мобильность как услуга»). Сейчас компания смотрит в направлении поставок электромобилей и развития электрозарядной инфраструктуры в России. Буквально пару дней назад мы профинансировали новый проект - электрическое такси: электрокары Tesla и Jac, работая в цикле ночной зарядки, показали существенное экономическое преимущество перед классическими таксопарками на ДВС/ГБО. Мы высоко оцениваем перспективы развития электротранспорта не только в Москве и Санкт-Петербурге, где уже присутствует электрозарядная инфраструктура, но и в других городах России и готовы финансировать установку зарядных станций, которые будут приносить нашим клиентам дополнительную монетизацию от предоставления заправочных сессий владельцам электромобилей.

Скворцова Екатерина, Директор департамента маркетинга CTRL лизинг

ESG-портфель КОНТРОЛ лизинг, который приходится на зеленые и социальные проекты, последовательно растет: теперь компания финансирует не только такси и каршеринг, но и электрические автомобили, электротранспорт для курьеров, газобаллонное оборудование, развивает и инвестирует в электрозарядную инфраструктуру России.

Интеграция ESG-факторов в систему корпоративного управления соответствует стратегии КОНТРОЛ в области устойчивого развития на ближайшие годы. Компания нацелена на финансирование проектов, направленных на уменьшение негативного влияния на окружающую среду, создание новых рабочих мест, улучшение транспортной мобильности и комплексное развитие инфраструктуры России.

Кейс Urent х CTRL: как запустить кикшеринг - сервис аренды электросамокатов по всей России и стать лидером рынка
Начать дискуссию