Чем отличаются МАК-карты от ТАРО? Инструмент, который используют психологи
Метафорические ассоциативные карты. Давайте разберемся, что это такое, как их можно применять без участия психолога, каким образом ассоциация оказывает терапевтический («лечебный») эффект, и в конце статьи проверим на себе работу карт.
Что такое МАК?
Дорогие читатели, постараемся объяснить вам суть скрупулезно продуманной методики простым языком. Сделаем это на примере проективных карт AVATAR. «Проективный» — значит основанный на проекциях, образах и ассоциациях, которые возникают в ответ на карту. В последующем человек ее интерпретирует, то есть рассказывает, какие она вызвала чувства, эмоции, воспоминания.
Чем помогают МАК-карты?
Карты — это картинки, которые разработаны профессиональными психологами, литераторами или художниками. Одни авторы создают образы из своего опыта, другие запечатлевают на картах эмоции и чувства по памяти, третьи иллюстрируют сюжеты реальных историй. А вот техники, по которым работают с МАКами, создаются профессиональным сообществом.
Разрабатывается план, по которому психолог предлагает пул вопросов и делает с клиентом «расклад». Карты можно выбирать из колоды: закрытыми (рубашкой вверх) или открытыми (рубашкой вниз). Основная функция картинок — помочь разговориться и разобраться со своими чувствами. Вначале вам может показаться, будто рассказ идет совсем не о вас и вашем состоянии, но в реальности человек говорит именно о себе или своем случае.
«Каждый клиент в метафорической карте увидит что-то свое. Когда она попадает в руки и человек видит картинку, то начинает работать бессознательное. Надо понимать, что ассоциации не возникают в нашей голове просто так.
Психологи используют различные карты. Есть колоды, которые применяются для конкретных случаев, например, ресурсные. Как правило, это очень яркие, детализированные картинки. Сами названия техник могут говорить о многом: «Встреча с солнечным ребенком», «Мои сильные стороны», «Письма себе» и так далее. В работе с картами большое значение имеют именно детали, на которые человек обращает внимание или, напротив, пропускает, старается не замечать: фон, цвет, даже географические ориентиры очень важны в момент рефлексии с МАК-картами.
Как это работает?
Рассмотрим такой пример. Предположим, вы родитель подростка. У вас есть предположение, что ребенок что-то от вас скрывает. Вы стараетесь завести разговор, но подросток не идет на контакт. Нужно признать, что иногда с детьми случаются истории, о которых они боятся рассказать маме или папе: попадают в дурные компании, пробуют раннем возрасте сексуальный контакт, становятся жертвами насилия, травмируются социумом, получают трагический опыт — теряют близкого человека.
МАКи помогут поговорить с ребенком, не озвучивая сам вопрос или проблему. Это можно обсудить и от третьего лица.
- Для этого вначале подготовьте ребенка. Отдайте ему всю колоду в руки, расскажите, что сейчас вы с ним поиграете в одну игру, которая поможет ему узнать ответ на свой вопрос. Его нужно будет задать молча — про себя.
- Если ребенок захочет, то поделится вопросом с вами в конце, но только по желанию. Если он не захочет раскрывать вопрос, то он может оставаться в секрете столько, сколько потребуется подростку.
- Далее предложите задать насущный вопрос про себя — не озвучивая его вам.
- Затем дайте выбрать карту. Оговоритесь, что, если она не нравится, ее можно поменять, но только один раз.
- Озвучьте правило: «Помни, это не ты выбираешь карту, а она выбирает тебя, поэтому не спеши от нее отказываться».
- После того как выбор сделан, начните задавать вопросы. Слушайте ответы внимательно, не навязывайте своих ассоциаций от увиденного. Произносите фразы: «Как интересно ты это сказал», «Да, это удивительно», «Хорошо, давай дальше». Не делайте выводы за ребенка, он их найдет сам.
В конце обсудите с ребенком его эмоции, поддержите его, если они были сильными: обнимите, скажите, что любите его, что вы всегда рядом — никаких нравоучений. Карту можно сфотографировать или даже отправиться с ней к психологу, чтобы разобраться в ассоциациях более глубоко.
Как психологи применяют МАК-карты?
Карты помогают клиентам обрести стойкие жизненные опоры. Это дает возможность в любой момент погружаться в ресурсное состояние, формировать позитивный настрой. Есть карты, которые применяются при работе с горем и утратой. Такие колоды могут быть не только с картинками, но и с приложением в виде незаконченных фраз. Техники таких карт способствуют принятию необратимости случившегося.
Карты продолжают работать и по завершении терапии. Рефлексия продолжится и за пределами кабинета, мышление может выдавать инсайты и после. Поэтому я всегда предлагаю клиентам сфотографировать карту, чтобы иметь возможность вернуться к ней с размышлениями позже. А еще она может напомнить вам что-то важное о себе», — поделилась своей историей Анна.
Как отмечает психолог, использование карт при работе с детьми – это отдельный, очень интересный опыт. Обычно у детей ассоциации конкретные и четкие. Увидев карту, ребенок может сказать: «О, это моя мама, которая ругается». Карты помогают открыться бессознательному и получить эмоциональной отклик.
Почему с психологом полезнее?
На консультации клиенту иногда очень сложно начать говорить, тем более рассказать о себе или своей проблеме. МАКи позволяют говорить о себе в третьем лице. Взрослые часто стараются спрятать свои эмоции, не показывать, что на самом деле происходит, и тут на помощь приходят картинки.
Неосознанно человек начинает делиться внутренними переживаниями о моменте, который сейчас является самым острым и актуальным для него. Метафорические карты — это более мягкий способ для психологической работы, чем, например, эмоционально-образная терапия.
Специалист помогает клиенту понять свое эмоциональное состояние, исследовать причины и мотивы переживаний. При этом консультанту очень важен вопрос НЕ «почему», а «зачем»: «Зачем вам такая реакция, чувства, воспоминания?» Психолог ведет линию рассказа в сторону поиска ресурсов, чтобы клиент по окончанию сеанса пришел к пониманию того, что происходящее имеет свой смысл.
Карты помогают заниматься самоисследованием, поиском решений жизненных задач. Очень эффективны при работе с подростками при разборе таких тем, как:
- эмоции и состояния,
- конфликты, стресс, страхи,
- взаимоотношения и коммуникация с родителями, сверстниками,
- самооценка и уверенность в себе,
- выбор профессии и поиск предназначения, раскрытие способностей, потенциала и поиск ресурсов,
- ситуация выбора и др.
Психологи рекомендуют использовать карты и в качестве игр. Подробное описание вы можете найти в руководствах, которые прилагаются к картам.
А теперь давайте попробуем найти свой ресурс. Посмотрите на карты ниже и выберите свою. Пролистайте галерею и рассмотрите свою карту поближе.
Далее ответьте на несколько вопросов:
- Что на карте привлекло мое внимание?
- Что я чувствую, глядя на карту?
- Как чувствует себя персонаж на картинке?
- Что он планирует делать дальше, и как я к этому отношусь?
- Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю?
- Есть на картинке что-то, что осталось не замеченным мной? Что я не хочу в этом видеть? Почему?
- Как эта картинка может отвечать на вопрос: «Мои ресурсы — это?..»