Почему нейросети пугают

Давайте разберёмся, как перестать бояться и полюбить нейросети.

Почему нейросети пугают

Прогресс — для большинства людей штука пугающая. Люди в массе своей конформисты — они привыкли приспосабливаться и нехотя покидают зону комфорта. Это нормально, ведь никому не хочется жить в неостановимой гонке без передышек на чашечку любимого напитка. Но чем пугает прогресс?

Мало того, что мы не всегда понимаем, как именно работает «новое», мы ещё и боимся, что оно подсидит нас и вытеснит с рабочего места. Так рассуждали луддиты в XIX веке — рабочие, протестовавшие против внедрения машин на предприятиях. Зачастую эти протесты перерастали в погром оборудования, чтобы сохранить рабочее место за человеком.

К чему это привело? Уже в начале XXвека по всему миру открываются фабрики и заводы, на которых с помощью машин изготавливают еду, одежду, строительные материалы и детали новых машин. Борьба луддитов была недолгой, а поражение неизбежным.

Кадр из фильма «Метрополис» (реж. Фриц Ланг, 1927).
Кадр из фильма «Метрополис» (реж. Фриц Ланг, 1927).

Давайте поговорим о более тонкой материи — искусстве. Вплоть до изобретения первых фотоаппаратов главной задачей живописца было изобразить пейзаж так, чтобы «было похоже» на реальность. Конечно, и в ту пору были, например, импрессионисты, которые старались передать не точность форм, а скорее эмоцию, настроение. Но для большинства людей талантлив был тот художник, который мог изобразить мир таким, каким мы его видим — со всеми деталями и мелкими подробностями.

С тех пор как с этой задачей начал успешно справляться фотоаппарат, нужда в художнике, точно передающем реальность, постепенно снизилась. И художники… исчезли? Конечно, нет. Если посмотреть на то, что происходило с искусством в конце XIX — начале XX века, можно увидеть, сколько новых граней открылось в живописи: от декоративного модерна до затейливого супрематизма.

И.К. Айвазовский, великий художник, живописец, маринист (1817—1900 гг.).
И.К. Айвазовский, великий художник, живописец, маринист (1817—1900 гг.).

Сегодня многие люди творческих профессий, будь то дизайнер или копирайтер, беспокоятся о том, что их заменят какой-нибудь Midjourney или ChatGPT, ведь эти нейросетевые программы уже сейчас способны выдавать результат, порой неотличимый от созданного человеком. Но это по-прежнему будет машинный результат. Кого-то это устроит, но всегда найдутся ценители человеческого творчества. Точно так же вы можете зайти в ресторан мировой фаст-фуд-сети и получить гарантированный результат в любом уголке мира, а можете посетить итальянский ресторан с тремя мишленовскими звёздами, где трудится шеф, изготавливающий самую вкусную фритатту в мире. Очередь из посетителей будет в обоих заведениях!

После того, как ажиотаж схлынет, авторский контент обязательно подпрыгнет в цене. Не стоит опасаться, что миллионы копирайтеров будут бродить по улицам в поисках новой работы — их труд будет ценится выше, чем работа машин. Ведь и сейчас среднестатистическое платье из масс-маркета стоит куда меньше, чем качественный хэндмейд.

Брент Рэмбо из рекламы Apple и кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день».
Брент Рэмбо из рекламы Apple и кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день».

Страхи людей перед прогрессом обусловлены опасением, что прогресс снизит привычный им уровень жизни. Вдумайтесь, насколько это удивительно и абсурдно! Если вы сопротивляетесь прогрессу, рекомендую вам вспомнить, когда вы в последний раз перемножали пятизначные числа в столбик, не доверив это дело калькулятору.

55
Начать дискуссию