Сколько стоит стартап: методы оценки

Сколько стоит стартап: методы оценки

Каждому начинающему предпринимателю придется столкнуться с таким вопросом как оценка своего проекта. При этом, вычисление стоимости стартапа существенно отличается от оценки уже действующего бизнеса, ведь в этом случае мы не всегда можем воспользоваться стандартными показателями для расчета: прибылью, убытками, активами и обязательствами компании.

Из чего же складывается стоимость стартапа?

Оценка стартапа включает не только реальные факторы, но и ряд субъективных предположений, с учетом всех погрешностей.

Например, на стоимость начинающего бизнеса будут оказывать влияние:

  • Бизнес-модель, включая юнит-экономику
Сколько стоит стартап: методы оценки
  • Опыт и профессионализм команды. Чем он выше – тем позитивнее оценка бизнеса.

  • Условия рынка. Например, если ниша стартапа слишком популярна – его стоимость будет снижена.

  • Конкурентное преимущество - его устойчивость и способность к сохранению.

Зачем нужна оценка стартапа?

Необходимость определить стоимость проекта возникает в разных ситуациях. Вот основные из них:

  • Для привлечения стороннего финансирования. Если стоимость стартапа определена, это увеличивает шансы на взаимодействие с инвесторами, как в случае долевого капитала, так и долгового. С помощью оценки бизнеса, мы можем повысить доверие к проекту, более точно рассчитать прогнозы и стратегию.

  • Для продажи бизнеса, определив стоимость акций стартапа.

  • Для расчета налогов. Например, сотрудникам, владеющим акциями или опционами.

Как определить стоимость проекта?

В настоящее время существует немало методов, позволяющих дать оценку стартапа. Рассмотрим основные из них:

1. Рыночный подход, или метод сравнения. Самый доступный способ определить, сколько стоит бизнес, который основывается на уже существующих оценках аналогичных стартапов. В этом случае нужно изучить проекты из вашего сегмента, которые предлагают похожий продукт.

Главный плюс этого метода в том, что его можно применять как для предварительной, так и для постинвестиционной оценки, в зависимости от показателей.

2. Метод затрат на дублирование (CTD). Оценивает затраты и расходы на создание и разработку товара стартапа, а также прогнозирует затраты на масштабирование бизнеса. Для определения стоимости стартапа с использованием данного метода, требуется суммировать справедливую рыночную стоимость материальных активов компании. Однако, для более точного прогноза необходимо сочетать этот подход с другими методами, которые учитывают стоимость бренда, интеллектуальную собственность, потенциал продаж и роста компании.

3. Метод Беркуса. Позволяет произвести оценку стартапа на самых ранних стадиях и использует как качественные, так и количественные факторы для подсчета ценности, основанной на пяти элементах:

1) Хорошая идея (базовая ценность).

2) Прототип (риски разработки).

3) Команда контроля качества, менеджмент (риски исполнения).

4) Стратегическое позиционирование (риски маркетинга).

5) Выпуск продукта (производственные риски).

Сколько стоит стартап: методы оценки

Понимание важности отдельных элементов стартапа и правильная оценка рисков являются ключевыми аспектами при распределении инвестиций. Важно также определить, какие конкретные риски вы хотите снизить в данном бизнесе.

4. Метод скоринга. Система оценки клиентов, используемая банками, основана на статистических методах. Она представляет собой компьютерную программу, в которую вводятся данные потенциального заемщика. По окончании анализа выдается результат, определяющий, следует ли предоставить ему кредит.

Сам автор, бизнес-ангел Билл Пейн, определил этот подход так: «Метод сравнивает целевую компанию с типичными стартапами, финансируемыми ангелами, и корректирует среднюю оценку недавно профинансированных компаний в регионе, чтобы установить предварительную денежную оценку целевой компании».

Применяя этот метод, оценивают такие критерии как: команда, потенциал, продукт/технология, конкуренты, маркетинг, потребность в финансировании и пр.

Сколько стоит стартап: методы оценки

5. Метод венчурного капитала. Рассчитывает стоимость бизнеса на основании прибыли от финансирования, которая ожидается инвесторами. Другими словами, чтобы найти будущую стоимость актива, нужно умножить прогнозируемый доход на прогнозируемую маржу и на отношение цены к доходам (мультипликатор P/E).

Также этот метод включает 6 этапов.

1) Оценку необходимых инвестиций.

2) Прогноз финансовых показателей стартапа.

3) Определение сроков выхода инвестора.

4) Вычисление стоимостных мультипликаторов на этапе выхода.

5) Расчет дисконта и текущей стоимости капитала (PV) при желаемой норме прибыли.

6) Определение оценки и желаемой доли владения.

Сколько стоит стартап: методы оценки

Дополнительные факторы в оценке бизнеса.

Вне зависимости от выбранного метода оценки для определения стоимости стартапа, обязательно нужно учитывать и такие показатели как:

  • Объем рынка – то есть то количество средств, которые пользователи готовы потратить или уже тратят на покупку подобного товара или услуги. Соответственно, чем больше объем рынка, тем выше цена стартапа. Эти расчеты позволяют фаундеру продемонстрировать вкладчикам перспективность своего проекта и эффективность бизнес-модели, а также вносить коррективы в стратегию развития стартапа.

  • Тренд или актуальность продукта на рынке. Другими словами, если стартап, основан на новых технологиях, трендах в поведении потребителей и их современных потребностях, то его оценка будет гораздо выше. И наоборот, если проект предлагает продукт, который выходит из тренда – его стоимость снижается.

Как выбрать методику оценки для своего проекта?

Мы перечислили только одни из самых популярных подходов к определению стоимости стартапа, помимо которых существуют и другие способы. При этом, каждый из этих методов может выдавать разные результаты для одного и того же проекта.

Лучше всего воспользоваться несколькими вариантам, и выбирать более выгодную методику оценки стартапа в соответствии с целями.

11
Начать дискуссию