Приемы распознавания и противодействия информационно-психологическому воздействию

Учебный вопрос №1. Понятие информационно-психологического воздействия,

основные составляющие этой системы

Российский историк А.Б. Рудаков трактует информационно-психологическое воздействие (далее - ИПВ) как целенаправленное информационно-психологическое манипулирование поведенческими, условными и безусловными рефлексами человека в оперативных целях. По другому определению ИПВ - опосредованное адресное влияние лицом или группой лиц (информационным ресурсом) на сознание и подсознание индивида или целого общества с целью изменения их поведения и (или) мировоззрения в интересах субъекта, оказывающего такое воздействие.

Термин «ИПВ» получил распространение благодаря двум причинам: во-первых, в этом понятии акцентируется целевая функция информации как специфического средства воздействия на людей, во-вторых, с его помощью выделяется объект информационного воздействия - психика человека.

Под негативным ИПВ понимается сознательно инициируемое влияние, провоцирующее личность сотрудников МЧС на социальную напряженность, снижение степени организованности, искажение нравственных критериев и норм, ухудшающее морально-политическое и психологическое состояние личного состава, что ведет к снижению результатов служебной деятельности, невыполнению задач.

Любое деструктивное ИПВ считается негативным, однако не каждое негативное ИПВ деструктивное. Различают информационно-пропагандистское (идеологическое); психогенное; психоаналитическое (психокоррекционное); нейролингвистическое и некоторые другие виды информационно-психологического воздействия.

Опыт проведения успешных информационных и психологических акций говорит о том, что их эффективность высока лишь тогда, когда они увязываются в целостную структуру информационно-психологического влияния, осуществляются по единому плану, на уровнях, объективно продиктованных обстановкой.

Внимательное изучение всей массы средств, применяемых в информационно-психологическом противоборстве в наши дни, приводит к выводу о том, что в мире создается, проходит полевые испытания и практически используется при решении боевых задач новый класс мощного, высокоэффективного оружия на основе имеющихся и перспективных информационных и психологических технологий, которое вскоре может стать одним из главнейших слагаемых побед в войнах.

Такое оружие можно обозначить термином «информационно-психологическое». Под ним понимается совокупность средств, избирательно влияющих на психическую активность людей для задания ей необходимых характеристик, целенаправленного контроля человеческого поведения, а также изменяющих качественно-количественное состояние информационных ресурсов противника ради успешной реализации боевых задач.

Из определения видно, что информационно-психологическое оружие состоит из двух самостоятельных классов средств: а) влияющих на психику и поведение людей; б) позволяющих манипулировать информационными возможностями противника. В связи с этим можно выделить два подвида информационно-психологического оружия: психологическое и информационно-техническое.

Информационно-техническое оружие, не относясь к средствам физического насилия над личностью, способно запускать мощные вещественно-энергетические процессы и управлять ими во имя достижения конечной цели войны, нанося ущерб военно-экономическому потенциалу противника.

Психологическое оружие в силах влиять на все компоненты психики: познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), волевые процессы, психические состояния, мотивацию, поведение в диапазоне «норма-патология-болезнь». Его воздействие на сотрудников силовых структур и госслужащих может сопровождаться нарушением ориентации в пространстве и времени, в элементах боевой обстановки, утратой способности волевой мобилизации и саморегуляции, эскалацией негативных, астенических психических состояний (неуверенность в своих силах, чувство безысходности, безотчетный страх, боязнь противника, паника, подозрительность по отношению к товарищам и др.), немотивированной аутоагрессивностью (активность, нацеленная на причинение себе вреда) и агрессивностью по отношению к сослуживцам, нежеланием и неспособностью к активным действиям, нарушением координации движений, ощущением сверхмощных, превышающих порог сенсорных систем, раздражителей, психическими расстройствами и др.

К основным разновидностям такого оружия можно отнести уже широко известные и апробированные на практике системы пропагандистско-психологического воздействия, системы, находящиеся в стадии активных научных и опытно-конструкторских разработок (например, психотропное, технопсихологическое и соматопсихологическое оружие) и рассматривающееся в качестве гипотетической перспективы психотронное оружие (таблица 1).

Во многих странах мира пропагандистско-психологические средства психологического воздействия на противника все еще рассматриваются в качестве приоритетных на арене боевых действий. Для их разработки и практического применения привлекаются значительные материально-технические ресурсы, видные ученые, политики, деятели культуры и искусства, военные профессионалы. Основные виды таких средств перечислены в таблице 2.

Рассмотрим наиболее важные из перечисленных средств.

1. Печатные средства — листовки, рисунки, фотографии, плакаты, газеты, информационные бюллетени и другие, средства их производства (полиграфическая база) и распространения.

Листовки обладают рядом преимуществ перед другими средствами ИПВ. К этим преимуществам относятся:

· печатное слово многими типами аудитории воспринимается как более авторитетное и весомое;

· печатное слово в виде листовки передается от одного лица к другому без изменений;

· эффект печатного слова может быть усилен рисунками и фотографиями, которые понятны даже неграмотным;

· сложные материалы могут быть объяснены в деталях;

· листовками можно охватить широкую аудиторию;

· листовку можно неоднократно перечитывать, что усилит ее воздействие на человека;

· листовки можно спрятать и прочесть в одиночестве;

· листовки не требовательны к качеству бумаги, на которой их печатают;

· для ознакомления с содержанием листовки не требуется специальных технических средств.

Наряду с несомненными преимуществами листовки имеют слабые стороны:

· их содержание непосредственно доступно преимущественно грамотному населению (исключение составляют листовки с рисунками); для знакомства с ними в районах с низким уровнем грамотности требуются специальные люди, проводящие «громкие читки»;

· подготовка листовок требует достаточно продолжительного времени.

Поэтому специалисты по ИПВ всех армий мира постоянно ищут и другие орудия воздействия на противника.

2. Важные средства ИПВ - радио и телевидение. К ним относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры (штатные, захваченные у противника, арендованные у местных властей) с надлежащими программами вещания. Их роль особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.

3. Кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающую, так и на внушающую тональность.

4. Разговор «лицом к лицу», в том числе, усиленный с помощью техники звуковещания, относится к одному из самых эффективных инструментов информационно-психологического подавления противника. Оно производится при помощи звуковещательных станций (ЗС) и других устройств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на легковых автомобилях повышенной проходимости, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используют преимущественно в тыловых районах, на бронетехнике - для сопровождения наступления, переносные и на легковых машинах - для позиционного вещания.

Звуковещание - весьма эффективный способ передачи сообщений. Например, в ходе войны в Персидском заливе (1991 г.) 34 % военнопленных армии Ирака слышали сообщения по громкоговорителям, 18 % поверили этим сообщениям, 16 % сдались в плен, услышав их.

5. Плоды информационно-психологического противоборства в ходе боевых действий по принуждению Грузии к миру (2008 г.) свидетельствуют о возрастающей роли компьютерного оборудования, персональных электронных приспособлений для коммуникации, глобальной информационной сети Интернет, социальных сетей как рычага для нажима на людей. В ходе этого военного конфликта в Интернете ежедневно появлялись десятки информационно-пропагандистских материалов (сообщений, видеороликов, мультфильмов и т. п.). События в Египте, Йемене, Сирии, Ливии и ряде других государств арабского мира, происшедшие весной 2011 г., также доказали, что глобальная компьютерная коммуникационная среда стала мощной платформой, с которой удобно руководить процессами зарождениями (смены) общественных настроений и массовыми действиями нужного их зачинщикам характера.

6. Как показывает практика, весьма эффективным средством ИПВ, в первую очередь на население в зоне боевых действий, остаются предметы повседневного обихода: продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и т. п. с должным информационным содержанием. Так, в 1945 г. над Германией сбрасывались зажигалки, на поверхность которых наносились инструкции о поджогах, во Вьетнаме распространялись одночастотные транзисторные приемники, настроенные на частоту американских пропагандистских радиостанций в районах боевых действий, в Гаити - бейсболки, спортивные майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива - майки, аудиокассеты и т. п.

7. Специалисты по ИПВ пристально следят за технологиями создания голографических объектов, стремясь более плодотворно применять их на поле информационно-психологического соперничества; проекции изображений на облака, стены зданий, возвышенности, отвесные берега рек и т.п. при грамотном использовании не менее эффективны.

9. Видеоигры - относительно новая, но уже широко используемая форма воздействия на людей с целью трансформации в нужном русле их настроений, чувств, воли, внедрения в сознание желаемых идеологических и социальных установок, формирования определенных стереотипов мышления и поведения. Огромный потенциал видеоигр как формы внушения определил их заметное место в информационной и психологической борьбе. Компьютерные игры стали одним из самых действенных инструментов распространения государственной идеологии, складывания национального самосознания граждан, создания благоприятного (или неблагоприятного) образа страны и ее вооруженных сил в мире и т. д.

Учебный вопрос №2. Способы распознавания и противодействия негативному информационно-психологическому воздействию

Сложность и разнообразие существующих средств ИПВ, гибкие, постоянно трансформирующиеся схемы их применения заставляют искать наиболее результативные пути и методы защиты от информационно-психологических выпадов.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что защита от негативного ИПВ должна представлять собой систему мероприятий, направленных на прогнозирование, профилактику, оценку, срыв негативного ИПВ и устранение его негативных последствий.

Основными путями (направлениями) защиты от негативного ИПВ являются:

· прогнозирование негативного ИПВ;

· профилактика ИПВ;

· срыв последствий негативного ИПВ;

· нейтрализация последствий негативного ИПВ.

Прогнозирование ИПВ предполагает ряд шагов. Прежде всего, следует выявить силы ИПВ, находящиеся в распоряжении другой стороны, которые она способна привлечь для информационно-психологических атак, и их возможности.

Важный этап прогнозирования наиболее ожидаемого сценария ИПВ — определение вероятных каналов информационно-психологического воздействия.

Следующий этап прогнозирования и оценки предполагает определение потенциальных объектов ИПВ.

Важнейший этап прогнозирования - предугадывание ключевой тематики ИПВ другой стороны. В основе такого прогноза должно лежать глубокое знание реального положения дел в своих частях и подразделениях, текущего уровня морально-политического и психологического состояния личного состава.

Профилактика ИПВ другой стороны предполагает претворение в жизнь серии мероприятий по снижению восприимчивости и подверженности своих сотрудников информационно-психологическому натиску. Главное здесь — всестороннее разъяснение сотрудникам истинных целей, способов, возможных последствий подрывных усилий другой стороны и психологических механизмов деформации личности под воздействием враждебной пропаганды. Вековая народная мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком окружающего мира, гласящие: «Чего не знаю - того боюсь» и «Предупрежден - значит защищен». Говоря иными словами, если в экстремальной обстановке внезапно происходит событие, с которым человек ранее не сталкивался и не имеет опыта реагирования на него, его поведение становится непредсказуемым, а сам он, как следствие, - более уязвимым для неприятельского ИВП.

В ходе контрпропаганды чаще всего используется набор приемов, условно обозначаемых словами, символически отражающими суть конкретных предпринимаемых действий:

1. «Зонтик» — прием, при котором вражеские сообщения не достигают целевой аудитории, например, глушение радиостанций.

2. «Воронка» — прием, при котором негативное сообщение нейтрализуется суммарным действием других сообщений.

3. «Колесо» — прием, при котором нежелательное сообщение заменяется в массовом сознании другим из-за получения сообщения с более высоким приоритетом.

4. «Замена» — прием, при котором опровержение строится за счет акцентирования других блоков схемы коммуникации (когда сомнению подвергается не само сообщение, а, например, в целом авторитет говорящего).

Не менее важно и доскональное разъяснение сотрудникам их личной ответственности за хранение и распространение печатных и иных материалов (вещей, предметов обихода и др.), содержащих дезинформацию, инструкции к совершению действий во вред своим сослуживцам и коллегам, за несанкционированные и неконтролируемые контакты с гражданским населением и др.

Срыв и ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника.

Срыв ИПВ предполагает быстрое выявление очагов ИПВ противоборствующей стороны, их немедленное подавление и уничтожение.

Реализуемые неприятелем подрывные акции необходимо немедленно и квалифицированно проанализировать, выявить их истинные цели, возможную динамику, степень вреда. Ни одна из них не должна оставаться без равноценного контрпропагандистского ответа.

Ликвидация последствий ИПВ противоборствующей стороны включает: анализ и оценку его результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты своих сотрудников; психореабилитационные мероприятия с пострадавшими; санкции к паникерам, предателям, дезертирам; определение безотлагательных шагов по оптимизации всей системы обороны от ИПВ противоборствующей стороны и др.

Таким образом, противодействие ИПВ противоборствующей стороны и защита от него относится к важным составляющим военно-политической работы как во время боевых действий, так и в мирное время. За эту деятельность отвечают, в ней участвуют начальники подразделений, их заместители, специалисты психологической работы (должностные лица групп психологической работы — психологических служб). Планка информационно-психологического противодействия выше тогда, когда оно намечается и осуществляется с учетом нюансов системы ИПВ противника, реального морально-политического и психологического состояния личного состава и складывающейся обстановки; ведется непрерывно и комплексно; учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и др.

Подводя итог можно отметить, что негативное ИПВ производится в широком спектре, начиная от внедрения в персональные компьютеры вредоносных программ до воздействия на психику человека посредством, например, фальсификации истории и откровенной пропаганды. В связи с этим психологи, должностные лица, ответственные за информационную безопасность, обязаны знать о наиболее присущих противнику методах ИПВ и быть готовыми нивелировать их. А в случае, когда информационно-психологическое воздействие ориентировано на противника, необходимо умело задействовать весь доступный им инструментарий психологической борьбы с поправкой на особенности вражеского контингента.

Таблица 1

Классификация психологического оружия

Пропагандистско-психологическое оружие

Информация со средствами ее производства, презентации и распространения, структурированная для обеспечения ее легкого некритического восприятия в качестве побудителя и регулятора поведения.

Листовки, дайджесты, газеты, журналы.

Радио, телевидение, звуковещательные станции.

Кино- и видеоаппаратура, кино- и видеофильмы.

Средства проекции изображений на облака, здания, возвышенности и др.

Средства создания голографических объектов.

Компьютеры, планшеты, смартфоны, сотовые телефоны, видео- и аудио-плееры, аппаратура для создания виртуальной реальности.

Интернет, глобальные и локальные специальные программы для проведения видео- и аудиоконференций, брифингов, массовых шоу.

Виртуальные средства создания ложной действительности, формирующей заданные системы ценностей, отношений и модели поведения людей

Психотропное оружие

Фармакологические препараты, наркотические вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствования, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психического здоровья

Технопсихологическое оружие

Технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психической деятельности человека, а также компьютерные средства воздействия на мозг и микросреду человека

Соматопсихологическое оружие

Технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и стимулирующие на этой основе развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения

Психотронное оружие (перспективное)

Технические устройства (психотронные генераторы, резонаторы и др.), позволяющие управлять психическими процессами, состояниями и поведением других людей

Социо-психологическое оружие

Совокупность специальных средств передачи информации, программных и информационных технологий, а также систем обратной связи, сопряженных с компьютером, которые позволяют создавать вымышленный (виртуальный) информационно-психологический мир и быть его активным участником

Вспомогательная деятельность или средства рефлексивного управления противником

Средства создания для противника ложной тактической, оперативной и стратегической реальности (маскировка, создание ложных целей, дезинформация, ложные маневры, провокации, интриги, ложь, обман, уловки, создание массовых иллюзий, хаоса, неразберихи и др.).

Средства вхождения в боевые радиосети противника с целью его дезориентации, деморализации и дезорганизации.

Технологии возбуждения массового недовольства, неповиновения, создания оппозиционных и партизанских движений, мятежей, провоцирования «бархатных» революций, террористических актов, гражданских войн

Таблица 2

Основные виды пропагандистско-психологических средств

Печатные средства

Листовки, газеты, журналы, плакаты, информационные бюллетени, средства их разработки, производства и распространения

Радио и телевидение

Стационарные и подвижные (автомобильные, корабельные, самолетные) радио- и телецентры.

Компактные одночастотные радиоприемники

Средства звуковещания

Стационарные и мобильные станции звуковещания, программы вещания

Киноустановки, видеосистемы, кино- ­ и видеопродукция

Киноаппараты, мобильные комплексы информирования населения, носители видеоинформации и средства ее воспроизведения и др.

Компьютеры, средства межличностной и массовой коммуникации, локальные и глобальные компьютерные сети

Компьютеры, планшеты.

Смартфоны, коммуникаторы, сотовые телефоны.

Глобальная компьютерная сеть «Интернет», социальные сети

Предметы повседневного обихода

Майки, футболки, бейсболки, рюкзаки, игрушки, обувь, продукты питания и другие предметы, на которые нанесена пропагандистская информация

Средства создания голографических объектов

Синтезаторы голографических и звуковых эффектов в атмосфере

Средства проекции на облака и другие экранированные поверхности

Мощные системы лазерной проекции, видеопроекторы (прожекторы с пленкой), способные проецировать визуальную информацию на большие расстояния

Начать дискуссию