™️🙋🏼‍♀️ Позиционный бренд для услуг в России

Позиционный бренд охраняет элементы в особой позиции на товаре или при оказании услуг. Например, позиционным брендом могут быть три полоски на рукавах, как у Adidas, или особое расположение камер наблюдения на фасаде здания при оказании охранных услуг. При регистрации такого бренда охраняется не элемент сам по себе, а лишь его расположение в конкретном месте.

Можно ли в России зарегистрировать такое обозначение?

Роспатент считает, что при испрашивании правовой охраны позиционного бренда в заявке нужно показать его расположение на товаре, для которого регистрируется обозначение. Сам товар, как правило, в заявке указывается схематически, пунктирными линиями.

Роспатент с осторожностью относится к регистрации позиционных обозначений и упорно вынуждает заявителей переквалифицировать заявленные на регистрацию позиционные обозначения в изобразительные. Заявители, зачастую не желая тратить ресурсы на отстаивание своей позиции, соглашаются на это, хотя в итоге получают не охрану расположения конкретного элемента на товаре, а охрану элемента в целом.

Ещё сложнее зарегистрировать позиционное обозначение в отношении услуг. Сейчас Роспатент придерживается категоричной позиции и считает, что регистрировать такие обозначения нельзя.

Почему нельзя зарегистрировать позиционное обозначение в отношении услуг?

В законе нет оснований для того, чтобы запрещать регистрацию тех или иных обозначений в зависимости от того, для чего они регистрируются. Например, изображения можно зарегистрировать как для бизнеса по продаже товаров в розницу, так и для медицинских услуг. Такое же правило должно работать и для позиционных обозначений.

Но, по мнению Роспатента, в заявке на регистрацию позиционного обозначения должно показываться его местоположение именно на товаре. То есть для услуг такое обозначение зарегистрировать нельзя, так как при оказании услуг товара (вещи) нет вообще. Вот такой формальный подход 🤷.

На наш взгляд, он, как минимум, спорный. В Руководстве речь идет не о том, что для регистрации позиционного обозначения должен быть какой-то товар, а о том, в каком виде обозначение нужно представить на регистрацию. То есть должно быть показано его расположение на товаре или при оказании услуг. Например, можно показать, что обозначение помещено на фасад кофейни при оказании услуг кафе.

Более того, если обратиться к оригиналу документа (Инструкция к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам), на который опирается Роспатент, можно обнаружить, что его перевод на русский язык не совсем корректен.

В оригинале содержится указание на «position on the product», но не на «position on the good». Товар же с английского — это именно good, а не product. И в оригинале сказано, что в заявках на регистрацию нужно показывать расположение бренда на продукте, а не на товаре.

Инструкция лишь разъясняет, как следует представлять обозначения на регистрацию, и не ограничивает возможность регистрации позиционных обозначений для услуг. Это говорит о том, что на деле упорство Роспатента возможно не имеет причин вовсе.

Что делать тем, кто хочет зарегистрировать позиционное обозначение для услуг в России?

Если позволяют бюджет и время - пытаться спорить с Роспатентом. Вероятно, если на регистрацию будет заявляться всё больше позиционных обозначений для услуг, и заявители будут убедительно аргументировать, что их регистрация возможна, Роспатент изменит позицию.

Если же нет возможности продолжать спор с Роспатентом, можно согласиться с ним или попросить самостоятельно переквалифицировать заявленное обозначение в изобразительное (однако и это, к сожалению, не всегда возможно).

Так или иначе, позиционное обозначение — не единственный возможный элемент для защиты бренда. Помимо него есть много иных вариантов регистрации знаков.

Мы регистрируем товарные знаки и готовы помочь в этом и вашему бренду.И если у вас есть идея по регистрации позиционного обозначения для товаров или услуг, мы готовы поспорить с Роспатентом : ) Звоните / пишите на + 7 (922) 373-31-13 / vamos.law@bk.ru.

11
Начать дискуссию