📖Как антимонопольные законы будут влиять на цифровые платформы в России? Разбираем 5 антимонопольный пакет

Рост глобальных и национальных цифровых рынков не может не вызвать ответной реакции государства, стремящегося не допустить захват рынка отдельным игроком на рынке, при этом способствуя закономерному развитию конкуренции. Как результат - с 01.09.2023 в силу вступил так называемый пятый антимонопольный пакет – поправки в ФЗ «О защите конкуренции». Он устанавливает критерии выявления злоупотребления цифровых платформ (например, маркетплейсов) своим доминирующим положением.

Как регулятор (а именно органы ФАС) будет выявлять доминирующее положение цифровой платформы на рынке?

Пятый антимонопольный пакет вводит важные критерии установления доминирующего положения на рынке:

1. Нужно оценивать «сетевой эффект». «Сетевым эффектом» - свойство рынка, при котором ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей. Чем больше этих участников на платформе - тем ценнее платформа;

2. Какая выручка у владельца цифровой платформы. Если выручка за последний календарный год >2 млрд. руб., ФАС может склонится к тому, что платформа доминирует на рынке;

3. Доля совершенных на цифровой платформе сделок. Если доля сделок на платформе >35% общего объема сделок на исследуемом товарном рынке, ФАС получает ещё один аргумент, чтобы признать платформу доминантом на рынке.

Напомним, что само по себе доминирующее положение на рынке не запрещено. Запрещено злоупотреблять им так, как указано в статье 10 ФЗ "О защите конкуренции".

Что делать, если ФАС признала платформу доминирующей на рынке и считает, что она злоупотребляет им?

Для начала предстоит подождать, пока регулятор утвердит подзаконные акты и начнет применять их на практике. Прежде всего не до конца ясно, как ФАС будет конкретно оценивать "сетевой эффект" платформы. VLF будет следить за этими изменениями.

Отметим, что принятые поправки дают возможность платформе представить свои доказательства того, что её активные действия не являются злоупотреблением. И если в ходе разбирательства выяснится, что несмотря на статус монополиста платформа не наносит вреда конкуренции на рынке, то ФАС не будет привлекать её к ответственности.

Если вы столкнулись с ФАС, мы будем рады дать помочь в общении с его органами. Звоните / пишите на + 7 (922) 373-31-13, vamos.law@bk.ru.

11
Начать дискуссию