С чего начать изучение ораторского искусства?

Почему вы постоянно бросаете начатое?

Сегодня мы будем говорить о том моменте, когда ты уже вроде начинаешь чем-то заниматься, но бросаешь. Либо думаешь каждый раз, что уже пора начать улучшать речь, но затем приходят мысли, что: «Может быть не сегодня? Ведь сейчас есть более срочные дела».

Многие сравнивают это с диетами, на которых мы тоже начинаем сидеть и делать это неправильно - сначала берем очень большой темп, а затем срываемся. Да, это имеет некое сходство. Потому что и питание и правильная речь - это привычки. Их нужно не вытягивать усилием воли, интегрировать в свою жизнь. И там, и там имеет значение индивидуальный подход. Ведь каждому нужен свой темп, разные виды упражнений и практики.

Минусы классических методов в обучении ораторскому искусству

Давайте расскажу, во-первых, с чего стоит начинать. И здесь есть такая муторная вещь, как дыхание и его автоматизация. То есть, это навыки без которых речь не будет хорошо звучать.

И вот вы берете книг по этой теме, например, Кристин Линклейтер, которая считается классиком в этой теме.

Кристин Линклейтер. Тренер по вокалу, преподаватель актерского мастерства, актер, театральный режиссер и писатель. Автор книги и методики «Freeing the natural voice» («Освобождение природного голоса»).
Кристин Линклейтер. Тренер по вокалу, преподаватель актерского мастерства, актер, театральный режиссер и писатель. Автор книги и методики «Freeing the natural voice» («Освобождение природного голоса»).

Она длиннющая, огромная, мелким текстом написанная, с одной картинкой на пять страниц. И ты думаешь, что сегодня страницу точно осилишь. А потом, через какое-то время находятся более важные дела и работа над речью опять уходит на какой-то десятый план.

Почему так происходит? Потому что упражнения, которые описаны в классических книгах, можно делать только дома. То есть, нужно сгибаться, разгибаться, как-то двигаться. Вы не можете это делать в течение дня на работе или в институте. А именно это нам порой и нужно.

Даже те, кто садится на диету успешно, как правило, какую-то конкретную еду берут с собой. Здесь так же: для занятого человека должны быть упражнения, которые можно «взять с собой», делать в течение дня. Взрослые ученики — это не студенты, они не могут себе позволить пол дня практики работы с голосом, увы.

Книга «Freeing the natural voice» («Освобождение природного голоса»).
Книга «Freeing the natural voice» («Освобождение природного голоса»).

Методика работы с речью "Интрадей"

Есть упражнения, которые позволяют автоматизировать дыхание в течение дня. Я эти упражнения называю «Интрадей» — так же трейдеры называют торговлю в течение дня. Об одном из таких методов я уже рассказывала в своем подкасте.

Мы ставим будильник на раз в час и начинаем закреплять связку: внешний раздражитель-стресс-вдох. Добиваемся состояния, при котором организм автоматически правильно и глубоко вдыхает, когда звенит будильник. Потом мы меняем будильник на другие раздражители. И таким образом приходим к состоянию, в котором наш организм в момент, когда испытывает стресс не зажимается. Он ищет в себе ресурсы, чтобы расслабиться и, соответственно, спокойно говорить.

Требует ли, например, эта методика какого-то отдельно выделенного времени? Да нет. Вы тренируетесь просто в течение дня. Главное, чтобы вам правильно поставили технику. Этим мы как раз занимается в блоке по физиологии на курсе «Дизайн речи».

Причем, люди часто не отдают себе отчет в том, как мало у них времени на занятия. Я сразу спрашиваю у учеников, сколько они готовы уделять тренировкам? Все уверенно отвечают, что готовы заниматься по часу в день. В этот момент мне хочется посмеяться. Ну, не будете вы заниматься по часу в день. Даже при очень высоком уровне дисциплины в какой-то момент что-то пойдет не так.

Поэтому мы делаем чередование. Например, занятия через день или пять дней занятий, два дня выходных. То есть, график должен быть подстроен под ваши потребности. Если этого нет, то рано или поздно будет опять вот это: «Начну с понедельника». И снова без результатов.

Отслеживание прогресса

С другой стороны, если вы периодически на этапах работы не видите результата, ваш организм психологически начинает воспринимать эти действия бесполезными. На своем курсе «Дизайн речи» я периодически подкидываю людям варианты «до» и «после», и на разных этапах мы видим, что прогресс есть. Человек для себя это психологически фиксирует и у него уже занятия не вызывают отторжения. Потому что он видит, что они к чему-то приводят.

Переписка в чате курса «Дизайн речи».
Переписка в чате курса «Дизайн речи».

Если вы занимаетесь самостоятельно, то можете точно также фиксировать конкретные успехи. Это, кстати, элемент из области андрагогики — науки о том, как обучаются взрослые. О ней я рассказывала в другой статье.

Один из эффективных способов, это завести рабочую тетрадь, в которой можно отслеживать, что у вас получилось, а что нет. И какие у вас при этом возникли ощущения. При работе с педагогом это отслеживание, конечно, идет иначе. У меня, например, есть таблица прогресса, а с 2023-го года появилось мобильное приложение к курсу, где вы видите, как движетесь по курсу.

Скриншот приложения «Дизайн речи».
Скриншот приложения «Дизайн речи».
  • Если вы не видите, к чему ведут ваши занятия, вы, скорее всего, их бросите.
  • Если они занимают у вас слишком много времени, вы их, скорее всего, бросите.
  • Если они не адаптированы к вашему дню, и они не дают стабильного навыка, вы их, скорее всего, бросите.

Поэтому в первую очередь мы идем от ваших возможностей и потребностей. Если хотите самостоятельно выстроить систему работы с речью без срывов и с устойчивым результатом, можете скачать себе, как ориентир, бесплатный гайд «С чего начать улучшать речь». Там поэтапно расписано, как работать с речью.

(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)

Начать дискуссию