Как говорить убедительно и логично. Логика речи. Репортерская система

Вы сейчас будете смеяться, но НИКАК! По крайней мере, пока не наведете порядок в голове. Когда я начала готовить свою программу по обучению логике речи, удивилась, насколько классический подход не похож на то, что я 15 лет использовала в своей эфирной работе на ТВ. А сейчас активно применяю, выступая на конференциях.

Работа в прямом эфире на канале «Россия-24».
Работа в прямом эфире на канале «Россия-24».

Везде только и видишь про «подготовить текст», «хорошо выучить», «запомнить как можно лучше». А пока вам советуют запоминать больше, журналисты стараются как можно меньше держать в голове. Это, опять же, особенности профессии: корреспондентам ежедневно приходится пропускать через себя тонны информации. Запоминать все подряд мало того, что не реально, так еще и не нужно, ведь те, кто слушает тоже не воспримут слишком большой объем информации.

А ведь еще есть изменяющиеся условия работы. Например, начинаешь говорить, когда события еще не развиваются, а тут — хлоп, и уже движуха. Поэтому главное в эфире — донести суть. А вот от деталей можно и избавиться. Причем, в обычных разговорах так же. Вам ведь для общения с партнерами, коллегами или начальством не нужен какой-то супер текст с красивыми метафорами. Вам тоже надо донести суть, чтобы вас услышали и правильно поняли. Так ведь?

Как не путаться в мыслях?

В первую очередь, не слишком злоупотреблять деталями. Еще раз: главное — донести суть, поэтому чем меньше будет вокруг вашего повествования словесной шелухи, тем лучше.

Что считать деталями:

  • Имена, Фамилии
  • Звания, должности
  • Точные формулировки документов
  • Названия фирм, компаний и другие собственные
  • Цифры, даты
  • Списки

У каждого из пунктов есть свои нюансы: когда это уместно убрать из речи, а когда надо оставить, но это частности. Вообще именно такие детали мы хуже всего запоминаем и, СЮРПРИЗ, практически пропускают мимо ушей слушатели. Поэтому запоминать их НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА!

Приведу пример из эфирной практики. Допустим, я рассказываю о каком-то ЧП, например, взрыв газа. У меня есть пострадавшие, есть официальные лица - пожарные, медики, администрация, есть просто очевидцы. Так вот имена в этом случае запоминать не буду, ибо важно, кем они являются по сути события, а не их регалии и прочее.

Достаточно сказать: «Как сообщил начальник местной пожарной охраны, последствия ликвидируют в течение часа». Все! А кто он там Иван Иваныч или Семеныч. Вам, как зрителя важно? Нет! Вот и мне, как репортеру тоже.

Зато если я буду рассказывать про какую-то уникальную методику разработанную доктором Афанасьевым, то его имя и регалии уже обязательны.

Надеюсь, принцип понятен? Главное — понимать, какая информация важна, а какая — нет.

Как говорить кратко и красиво?

Тогда как же? Речь будет вообще без деталей? Сухая и официальная? Почему же? Есть приемы, которые оставят ее и понятной, и при этом не перегрузят лишней информацией. Вы сможете удержать внимание, и донести информацию так, что никто ничего не забудет. Делюсь журналистскими лайфхаками.

Как говорить убедительно и логично. Логика речи. Репортерская система

1. Представьте себе одного человека, потом 2, 3, 4… и так до 10. Примерно в промежутке от 4 до 6 эти люди превратятся у вас в бесформенную толпу. Всё как правило сводится к цифре 5, потому что у нас 5 пальцев. Это восприятие на уровне подсознания.

Так вот, если вы в своей речи будете сводить все цифры к объему меньше пятёрки или хотя бы меньше десятки, то подавать их будет проще. Например, у вас 2000 коз. Разделите их на загоны, получится, у вас 5 загонов в каждом из которых по 400 коз. Таким образом вы упрощаете восприятие людей, и они легче запоминают цифры, которые вы им даете.

Самый банальный пример, который очень любят маркетологи, это измерять цену продукта в стаканчиках кофе: «Уникальный курс по цене 8-ти стаканчиков кофе».

Как говорить убедительно и логично. Логика речи. Репортерская система

2. Следующий прием — это перевод восприятия из области цифр в область пространства и времени. Например, как можно рассказать про музей, в котором 10 000 картин, чтобы люди представили эти 10.000? Можно перевести в понятные для всех единицы.

Например, посчитать сколько нужно времени для того, чтобы постоять возле каждой картины по минуте и при этом их все посмотреть. Так вот это примерно 6,9 суток. То есть практически неделя. Вот когда вы представляете, что для просмотра всего нужна неделя, то на уровне эмоций воспринимать такую информацию намного легче. Точно так же вы наверняка часто слышали про поезд до Владивостока. Никто никогда не говорит сколько километров ехать, но все знают, что до Владивостока на поезде практически неделя.

Как говорить убедительно и логично. Логика речи. Репортерская система

3. Ещё один вариант — использование аналогии. Например, как объяснить клиенту про управление бизнес-процессами? Сама эта формулировка ничего не говорит о пользе, звучит как просто «умные слова». А если объяснить иначе?

«Представьте, что ваш бизнес и все процессы в нем — это скоростная дорога. И вот на этой дороге произошла авария, она перекрыла движение, все встало. А теперь представьте, что наша компания создала для вас вторую дорогу, на которую автоматически переносится весь трафик, как только что-то случается на первой. Все процессы продолжаются, ничего не встает».

При такой аналогии сразу становится понятно, чем занимается ваша компания, и клиенту хочется иметь такую запасную дорогу, конечно.

Такие аналогии придумываются сложно, для этого нужен опыт, но если вы её один раз придумали, то использовать её можно практически бесконечно. Если у неё нет срока годности, и она подходит по смыслу. Конкретно эту формулировку я придумала для своей клиентки из Германии. Она уже заключила 6 контрактов. По словам моей ученицы, ее стали намного лучше понимать.

Как говорить убедительно и логично. Логика речи. Репортерская система

4 . Ньюсджекинг — еще один сложный приём. Суть его в том, чтобы связать ваши товары или услуги товары и услуги с каким-либо событием. Формулировки:

«Вы можете так же, если используете наш товар/услугу» — для позитивных новостей. «С вами такого не случится, если используете наш товар/услугу» — для негативных новостей

Прием этот неоднозначный. Учтите: новости с негативным подтекстом можно использовать не ранее, чем через 2 недели после происшествия. Это любые события с погибшими, пострадавшими, большим финансовым, или моральным ущербом. К работе с такими лучше привлечь профессионалов. Если не уверены в своих силах, лучше берите позитивные новости.

Конечно, каждый из этих приемов нуждается в отработке. На курсе «Дизайн речи» я не просто показываю ученикам, как их использовать, но и помогаю сделать самопрезентацию с учетом таких фишек. Легкую, не перегруженную и информативную. К концу курса каждый мой ученик уже свободно говорит о себе, своей работе и достижениях.

Как говорить красиво и уверенно?

Но логика речи — это не только про форму подачи материала, это еще и про структуру. Об этом у меня есть отдельная статья. А еще больше о том, как работать с речью, чтобы говорить убедительно, легко и интересно, вы можете узнать из моего бесплатного гайда «С чего начать улучшать речь?».

(Реклама ИП Бернацкая Ю.Н ИНН 165125741188)

Начать дискуссию