Архетипы речи или как продвигаться с неидеальной дикцией

А вам не кажется странным, что педагоги по речи твердят про идеальную дикцию, голос, логику, а блоггеры с явными дефектами речи продают свои продукты на миллионы? Им не мешают слова паразиты, писклявый голос, даже плохая дикция. Почему?

Я долго тут ломала голову и разобралась. Слышали про архетипы Карла Юнга? На них, по сути, держится весь маркетинг. Всего их 12. У каждого свои черты и свои способы привлекать аудиторию/достигать лояльности/продавать. Я бы даже назвала это 12-ю вариантами личного бренда.

Архетипы речи или как продвигаться с неидеальной дикцией

Так вот, я давала тест на архетипы своим ученикам (на моем сайте shustraya.ru вы можете пройти такой бесплатно). Мы выявляли, с какой позиции человек подаёт себя в работе и заметили интересную тенденцию: некоторые дефекты речи вписываются органично в один образ и совсем не подходят другому.

Например, Архетип Правитель — сильный, властный, статусный. С этой позиции часто продают товары с высоким ценником.

Таким людям простят ошибки и оговорки — они правы потому, что они - это они, но не простят слабый голос, запинки, мямленье. Все, что говорит Правитель должно звучать твёрдо и уверенно. Отсюда может быть диссонанс: если человек подает себя с позиции правителя, но при этом говорит высоким писклявым голосом, у вас будет ощущение, что что-то не так.

Примерно, как если бы Чип и Дейл продавали вам идею многомиллионного бизнеса. Вроде все логично и правильно, но как-то не цепляет. Именно поэтому любую рекламу дорогих продуктов — автомобилей, например, озвучивают актеры с глубокими и низкими голосами.

Архетипы речи или как продвигаться с неидеальной дикцией

Теперь давайте к более реальным примера соответствия речевого поведения архетипу. Иван Охлобыстин, а точнее его персонаж — Доктор Быков из сериала «Интерны» — отлично подойдет. Но для начала нужно понять, что человек или фирма не обязательно придерживается жестко одного архетипа — их может быть несколько и они могут уравновешивать друг друга.

Архетипы речи или как продвигаться с неидеальной дикцией

На этом графике есть хорошо выраженные архетипы (красные), но может быть и так, что красных не будет вообще. Так вот, если бы мы смотрели результаты теста Доктора Быкова, то там точно были бы выражены черты — Управленца (Архетип Правитель), Эксперта (он же Мудрец), был бы там еще Бунтарь — здесь не буду углубляться в полные описания архетипов, но, думаю, всем примерно понятно, что это за сочетание и какой поведенческий результат оно дает.

Теперь по речевому портрету:

1) Обязательная черта Правителя — сильный, командный голос — есть;

2) Обязательная черта Эксперта — логичность повествования — есть;

3) Обязательная черта Бунтаря — несколько агрессивная риторика, экспрессия — есть (с точки зрения техники речи — это правильное речевое дыхание и навыки речевой самообороны).

А что же с картавостью? Да ничего! Есть она и есть — она не ломает параллель между архетипами личности и речевым портретом, а значит — имеет место быть и ее совсем не обязательно исправлять.

Мысль, конечно, чуть ли не кощунственная — тем более от меня, как педагога по речи. Но стандартов Гостелерадио давно нет в медийном пространстве. Везде приветствуется не «норма», а «индивидуальность» — нравится это кому-то или нет, но это так. А это значит, что любой дефект может быть не минусом, а изюминкой.

Важно! Изюминка — она на то и изюминка, что должна быть одна! Т.е. при картавости человек должен идеально проговаривать все остальные звуки, например.

Как же понять, что с вашей речью так или нет так? Что исправлять для успешного продвижения, а что не трогать? Начните с теста на архетипы и постановки целей, а дальше уже намечайте план работы с речью.

Еще больше информации о новых подходах в работе с речью в моем Telegram-канале, на моем сайте, и в моем Instagram.

Начать дискуссию