Современное искусство - пародия, провокация или новое искусство?

Современное искусство - пародия, провокация или новое искусство?

Любое художественное направление в искусстве рано или поздно исчерпывает себя. Оно может стать частью определённой эпохи, не получив дальнейшего развития, как в случае с классицизмом 17-18 века. А может пережить второе рождение, как в случае с романтизмом в начале 19 века и неоромантизмом в начале 20 века.

Многие художники, например, течения постмодернизма пришли к выводу, что ничего нового создать уже нельзя. Любой придуманный вами художественный образ уже был кем-то придуман до вас, возможно, вы просто не знаете об этом. В результате остаётся работать с формой и содержанием творения предшественника.

Современное искусство - пародия, провокация или новое искусство?

Приходится разрушать старый образ и создавать из его обломков что-то новое. Этот эксперимент над образом называется деконструкцией (де – разрушение, кон – созидание, а само слово придумал Деррида). Операция деконструкции подразумевает разрушение исходного смысла и его одновременное созидание. Что вам мешает взять любой роман Джейн Остин и добавить туда зомби? Да пожалуйста («Гордость и предубеждение и зомби» Стирса, 2016).

Возьмите типичный сказочный сюжет и сделайте из слабой принцессы героиню, которая способна за себя постоять, а из главного героя сделайте уродливого огра вместо принца (Серия мультфильмов о «Шреке»). Для человека прежней культуры это провокационно. Ведь по сути это пародия на старый уклад жизни, которая не стоит на месте. Поэтому почти каждое второе творение 21 века – творение постмодерна.

Современное искусство - пародия, провокация или новое искусство?

Есть ещё один важный аспект. Сегодня художник прямо или косвенно цитирует своих предшественников, вступая с ними в диалог. И отсюда вытекает ещё один важный принцип постмодерна – интертекстуальность. По Ю. Кристевой «любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь текста».

Это принцип постоянного творческого «диалога» между текстами (и другими творениями), который создаёт «великий интертекст» культурной традиции в целом. Это заимствование, интерпретация тем, сюжетов, цитат, скрытых цитат и аллюзий из других текстов в новом тексте. Принцип интертекста работал до постмодерна. В 18 веке активно распространяется сюжет о жизни на острове по мотивам «Робинзона Крузо» (робинзонада).

Современное искусство - пародия, провокация или новое искусство?

Отсюда произрастают «Путешествия Гулливера» Свифта, «Таинственный остров» Жюля Верна и «Изгой» Земекиса эпохи постмодерна. Авторы заимствуют сюжет и уже по-своему интерпретируют его, по-своему отвечают на проблемные философские вопросы, развивая сюжет и темы так, как того требует новое время. Но в любом случае они отсылаются к роману Дефо.

И такое современное искусство - это новое искусство, которое делает свежим и своевременным то, что устарело в художественном, нравственном или другом аспекте. Правда, не всегда это получается удачно.

Остальные статьи и посты про аниме, фильмы, сериалы, мультфильмы и другие виды искусства читайте в нашем телеграмм канале metranpaj:

Современное искусство - пародия, провокация или новое искусство?
Начать дискуссию